ИСТОРИЯ
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

П.Н. Афонин. «Информационные таможенные технологии»

Под эффективностью понимают способность системы выполнять возложенные на нее задачи с требуемым качеством (точностью, чувствительностью, надежностью и т. д.) в условиях эксплуатации. Для этих условий показатель эффективности выражают функционалом от параметров системы, ее входных и выходных процессов.

Вид функционала зависит от целевого назначения системы, а конкретное математическое выражение в значительной степени определяется принятой моделью системы. Критерий эффективности — обобщенный показатель или правило выбора лучшей системы (лучшего решения). Например, Y* = max{Yj}.

Если решение выбирается по качественным характеристикам, то критерий называется решающим правилом.

Критериями (показателями) эффективности информационно-технической политики, отражающими степень улучшения выполнения таможенными органами своих основных функций в сопоставлении с затратами на проведение организационных и технических мероприятий, являются:

• параметры оперативной деятельности таможенного органа с учетом применения информационных технологий (пропускная способность таможенного органа, время выполнения таможенных операций, таможенного контроля и др.);
• количество выявленных таможенных правонарушений с применением информационно-технических средств по отношению к общему количеству выявленных правонарушений;
• объемы перечислений таможенных платежей в федеральный бюджет (собираемость таможенных платежей);
• степень интеграции информационных ресурсов таможенных органов с информационными системами других министерств и ведомств Российской Федерации, а также с информационными системами таможенных служб других государств;
• защищенность таможенной информации от несанкционированного доступа и утечки по техническим каналам;
• качественная характеристика потоков информации, их объемы, временные параметры обработки и передачи (представления) информации таможенными органами, оперативность мониторинга таможенной деятельности;
• обеспеченность таможенных органов современными информационно-техническими средствами и охранными системами.

Основными критериями функционирования автоматизированной информационной системы таможенных органов являются полнота, актуальность, достоверность информации, необходимость минимизации времени выполнения задач и стоимости информационных технологий, обеспечивающих их решение.

При оценке эффективности учитывается многофункциональный характер таможенной деятельности, структура таможенных органов, многообразие форм и способов таможенного контроля, применяемые при этом различные технические средства и программное обеспечение.

В настоящее время требуется унификация и разработка ведомственного стандарта по составу и эксплуатации программного обеспечения во всех подразделениях ФТС России, в рамках которого можно было бы оценивать существующие информационные системы по критерию производительность/отказоустойчивость/безопасность.

Что же касается подсчета экономического эффекта, то это достаточно сложная задача.

Многие исследователи пытаются найти ее решение и подсчитать в денежном эквиваленте эффект от внедрения IT-технологий, в том числе и обосновать бюджет на их развитие.

Однако какой-либо общепринятой методики подсчета не существует, хотя в ITIL1 (библиотека передового опыта в использования информационных технологий) сказано, что надо описать информационные технологии в виде сервисов, которые предоставляются «бизнесу» для осуществления самого бизнеса, и заключить соглашение между IT и «бизнесом» об уровне обслуживания (SLA). Тогда становится возможным соотнести экономический эффект с затратами.

В ФТС России применить теорию ITIL достаточно сложно, поскольку не все эффекты внедрения информационно-технических средств можно измерить деньгами. Например, как оценить в денежном эквиваленте стоимость спасенных человеческих жизней вследствие обнаружения с помощью инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК) сотен килограмм сильнодействующих наркотических веществ?

Вопросы для самоконтроля

1. Каким образом Киотская конвенция о гармонизации таможенных процедур регламентирует развитие информационных таможенных технологий?

2. Каковы направления развития зарубежных информационных таможенных технологий?

3. Как Таможенный кодекс Таможенного союза и Федеральный закон «О таможенном регулировании» регламентируют использование информационных ресурсов таможенных органов?

4. Каковы приоритетные задачи развития таможенных органов Российской Федерации, определенные Концепцией переноса таможенного оформления на границу?

5. Какие документы составляют нормативно-правовую базу развития информационных таможенных технологий?

6. В чем состоят цель, задачи и принципы реализации информационно-технической политики ФТС России?

7. Каков механизм внедрения новых информационных технологий?

8. Как новый Таможенный кодекс Таможенного союза определяет порядок осуществления таможенных операций и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу при заявлении сведений в электронной форме?

9. Какие функции выполняют подсистема декларанта и подсистема таможенного органа при электронном декларировании товаров и транспортных средств?

10. В чем различие технологий ЭД-1 и ЭД-2?

11. В чем заключается технология автоматизированного анализа рисков и принятия решений?

12. Какие приняты критерии (показатели) эффективности информационно-технической политики ФТС России?

Примечания

1 ITIL (англ. IT — Infrastructure Library — библиотека инфраструктуры информационных технологий) (произносится как «айтил») — библиотека, описывающая лучшие из применяемых на практике способов организации работы подразделений или компаний, занимающихся предоставлением услуг в области информационных технологий. Множество частных и государственных компаний в разных странах мира, включая и Россию, добились значительных успехов в повышении качества ИТ-сервисов, следуя изложенным в ITIL рекомендациям и принципам. Вследствие упадка отечественной науки и промышленности ITIL в настоящее время становится стандартом дефакто и для российского ИТ-рынка.

Библиотека ITIL появилась около 20 лет назад по заказу британского правительства. В настоящее время она издается британским правительственным агентством Office of Government Commerce и не является собственностью ни одной коммерческой компании (формально библиотека принадлежит королевскому дому Англии, в частности нынешней королеве). В семи томах библиотеки описан весь набор процессов, необходимых для того, чтобы обеспечить постоянное высокое качество ИТ-сервисов и повысить степень удовлетворенности пользователей. Следует отметить, что все эти процессы нацелены на выполнение требований пользователя и заказчика, в том числе на обеспечение бесперебойной работы компонент ИТ-инфраструктуры. В конечном счете все процессы ITIL работают на повышение конкурентоспособности, а в наше время даже внутренние ИТ-подразделения компаний не могут чувствовать себя в абсолютной безопасности, так как вынуждены конкурировать с аутсорсинговыми компаниями.

ГЛАВА 3. ЕДИНАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ФТС РОССИИ

Важнейшим фактором интенсификации научно-технического прогресса является совершенствование форм и методов управления во всех функциональных звеньях управления.

Применение экономико-математических методов на базе использования новейших средств вычислительной техники и связи создало новые возможности для дальнейшего совершенствования системы управления. Важнейшим направлением использования экономико-математических методов и средств вычислительной техники явилось создание автоматизированных систем управления (АСУ).

Единая автоматизированная информационная система (ЕАИС) ФТС России представляет собой автоматизированную систему управления процессами таможенной деятельности.

ЕАИС является одним из компонентов информационно-технической инфраструктуры таможенных органов и представляет собой совокупность информационных, программных, информационно-вычислительных, центральных и региональных баз данных, информационно-вычислительных и телекоммуникационных систем и сетей. Она предназначена для комплексной автоматизации деятельности таможенных органов всех уровней и информационного взаимодействия между собой и с внешними объектами.

3.1. ЗАДАЧИ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБОЙ РОССИИ

Решение задач информационного обеспечения и автоматизации управления в таможенной службе России проводится на основе единой концептуальной платформы (рис. 31). В структуре комплекса задач автоматизации системы управления таможенного органа выделяют следующие.

Информационно-расчетные подзадачи — задачи сбора и обработки статистики внешнеэкономической деятельности, специальной таможенной статистики, специальной статистики о технологии таможенной деятельности.

Системный анализ деятельности таможенного органа — количественный многофакторный сравнительный анализ показателей деятельности таможенных постов, таможен, региональных таможенных управлений и таможенной системы в целом, оценка результатов ее модернизации и развития.

Поддержка принятия решений должностными лицами таможенного органа в целях оперативного управления на основе мониторинга и прогнозирования параметров ВЭД, моделирования вариантов принимаемых решений и оценки их эффективности, формирования банков оптимальных оперативно-ситуационных моделей ВЭД, таможенной деятельности, таможенных технологий и др.

Планирование и программно-целевое управление путем выявления проблемных вопросов в деятельности таможенного органа, исследования факторов, влияющих на деятельность таможенного органа, моделирования и оценки стратегий и модернизации таможенной системы, обоснования целевых направлений, формирования программ, программных направлений и мероприятий модернизации ФТС России, моделирования и оценки эффективности планируемых решений.

<<   [1] ... [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] ...  [66]  >> 


Контактная информация: e-mail: [email protected]   
Все о таможне