ИСТОРИЯ
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

О.В. Молчанова, М.В. Коган. «Таможенное дело»

В соответствии с ТК РФ система управления рисками основывается на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства РФ:

— имеющих устойчивый характер;

— связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;

— подрывающих конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей;

— затрагивающих другие важные интересы государства, соблюдение которых возложено на таможенные органы.

Под ресурсами таможенных органов понимаются, в частности, численный состав должностных лиц таможенных органов и уровень их профессиональной подготовленности, наличие необходимых технических средств производства таможенного контроля, транспортных средств, наличие таможенной инфраструктуры (досмотровые площадки, складские помещения), информационные ресурсы.

Управление рисками — это основной базисный принцип современных методов таможенного контроля. Этот метод позволяет оптимально использовать ресурсы таможенных органов, не уменьшая эффективности таможенного контроля, и освобождает большинство участников внешнеэкономической деятельности от излишнего бюрократического контроля. Процедуры, основанные на управлении рисками, позволяют контролировать производство таможенного оформления на участках, где существует наибольший риск, позволяя основной массе товаров и физических лиц сравнительно свободно проходить через таможню (Международная конвенция по упрощению и гармонизации таможенных процедур Всемирной таможенной организации (Киотская конвенция, ред. 1999 г.)).

Приказом ГТК РФ от 26 сентября 2003 г. № 1069 «Об утверждении концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации» закреплены такие понятия, как:

— риск — вероятность несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации;

— анализ риска — систематическое использование имеющейся у таможенных органов информации для определения причин и условий возникновения рисков, их идентификации и оценки возможных последствий несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации;

— товары риска — товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации и в отношении которых выявлены риски либо существуют потенциальные риски;

— товары прикрытия — товары, которые с достаточной степенью вероятности могут заявляться (декларироваться) вместо товаров риска;

— индикаторы риска — определенные критерии с заданными заранее параметрами, отклонение от которых позволяет осуществлять выбор объекта контроля;

— профиль риска — совокупность сведений об области риска, индикаторов риска, а также указания о применении необходимых мер по предотвращению или минимизации риска. В зависимости от региона при менения профиль риска по видам делится на обще российский, региональный и зональный.

Таможенные органы применяют методы анализа рисков для определения товаров, транспортных средств, документов и лиц, подлежащих проверке, И[ степени такой проверки.

ФТС РФ определяет стратегию таможенного контроля, исходя из системы мер оценки рисков.

В целях совершенствования таможенного контроля ФТС РФ сотрудничает с таможенными органами иностранных государств и заключает с ними соглашения о взаимной помощи.

ФТС РФ и другие таможенные органы в целях повышения эффективности таможенного контроля стремятся к взаимодействию с участниками ВЭД, перевозчиками и иными организациями, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли товарами, и их профессиональными объединениями (ассоциациями).

Таможенный кодекс устанавливает сроки проверки таможенной декларации, иных документов и товаров при таможенном оформлении. Так, таможенное оформление должно быть завершено не позднее 3 рабочих дней со дня принятия таможенным органом таможенной декларации, предоставления документов и предъявления товаров, за исключением случаев, когда ТК устанавливает более короткие сроки.

Таможенный орган вправе продлить срок проверки товаров, если предъявленные для проверки товары не разделены на упаковочные места по отдельным видам и (или) наименованиям товаров и (или) сведения об упаковке и о маркировке не указаны в коммерческих и (или) транспортных документах.

Продление срока проверки товаров осуществляется при условии, что указанные обстоятельства не позволяют таможенным органам произвести необходимые операции для установления соответствия товаров сведениям о них. Срок проверки товаров продлевается на время, необходимое лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, для разделения товарной партии на отдельные товары.

Статья 361 ТК РФ позволяет таможенным органам в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем осуществлять проверку достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств.

В целях проведения таможенного контроля в формах таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенным наблюдением создаются зоны таможенного контроля.

Зоны таможенного контроля могут создаваться вдоль таможенной границы, в местах производства таможенного оформления, совершения таможенных операций, в местах перегрузки товаров, их осмотра и досмотра, в местах временного хранения, стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары, и в иных местах, определенных в соответствии с ТК.

Зоны таможенного контроля могут быть постоянными в случаях регулярного нахождения в них товаров, подлежащих таможенному контролю, или вре менными.

Проверка товаров может осуществляться только в зонах таможенного контроля.

Лица, перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу РФ (в том числе участники ВЭД), таможенные брокеры (представители), владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов, таможенные перевозчики обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для таможенного контроля.

Таможенный орган запрашивает документы и сведения, необходимые для таможенного контроля, в письменной форме и устанавливает срок их предоставления, который должен быть достаточен для этой процедуры. По мотивированному обращению лица указанный срок продлевается таможенным органом на время, необходимое для предоставления указанных документов.

<<   [1] ... [46] [47] [48] [49] [50][ 51 ] [52] [53] [54] [55] [56] [57] ...  [81]  >> 


Контактная информация: e-mail: [email protected]   
Все о таможне