ИСТОРИЯ
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

П.Н. Афонин. «Информационные таможенные технологии»

Понятие о хранилищах данных появилось в ЕАИС при построении ее первой очереди, развивалось при построении второй очереди и является магистральным направлением построения ее третьей очереди. Своей популярностью они, в первую очередь, обязаны строгой ориентации на конечного потребителя информационной продукции, а также тому факту, что практически не требуют от рядового пользователя таможенных органов освоения принципиально новых приемов работы с данными. На рис. 46, 47 представлена структура операционной информации, помещаемой в хранилище данных.

Временные характеристики показателей (динамический ряд), составляющих информационных хранилищ данных, сохраняются как основа таможенной статистики при трансформации на новую платформу третьей очереди ЕАИС. Необходимое дополнение к ним — СППР, позволяющие отбирать нужную информацию и получать быстрые ответы на сложные деловые вопросы. На рис. 47 представлена построенная на этих принципах схема ИРС «Доход».

Использование информационных хранилищ данных позволяет повысить качество обслуживания, а также число услуг, предоставляемых ЕАИС как таможенным органам, так и внешним неторговым организациям.

4.6.5. Особенности использования OLAP технологий при формировании таможенной статистики

Федеральная таможенная служба ежедневно получает информацию о том, что происходит на территории страны с точки зрения оформления товаров и получения соответствующих платежей, являясь единственным источником сведений о том, что же конкретно в Россию ввезено и что из нее вывезено. Сбор и подсчет статистики внешней торговли — государственная задача, которой ФТС занимается с 1991 г. В конце декабря 1991 г. вышел приказ «О начале опытной эксплуатации автоматизированной системы ведения таможенной статистики России». Этим документом утверждался альбом форм документов и отраслевой руководящий документ ОРД 001—91 «Временные методические рекомендации по технологии сбора, передачи и обработки информации». Уже с января 1993 г. ГНИВЦ приступил к опытной эксплуатации подсистемы ведения таможенной статистики внешней торговли России в полном объеме. Основная нагрузка, связанная с организацией опытной эксплуатации системы, легла на плечи должностных лиц производственных отделов ГНИВЦ и соответствующих подразделений (созданных в этот период) Региональных отделов ГНИВЦ, на базе которых созданы региональные пункты собора информации (РПСИ). В обеспечение деятельности РПСИ была создана ведомственная сеть передачи данных.

Основными функциями РПСИ являлись:

• сбор информации по таможенным органам в закрепленной зоне деятельности;
• ввод, контроль и корректировка информации;
• формирование файлов и передача информации в ГНИВЦ по каналам связи;
• создание и ведение региональной базы данных таможенной информации и НСИ;
• формирование и ведение региональной таможенной статистики;
• осуществление методического и функционального руководства по вопросам автоматизации таможенными органами в закрепленной зоне деятельности;
• внедрение и сопровождение программных средств, системно-техническое обслуживание средств вычислительной техники и т. п.

Создание региональных отделов (РО) ГНИВЦ позволило быстро и на высоком уровне решить очень сложную задачу — не только организовать сбор информации по всей стране, но и обеспечить переход на использование электронных копий таможенных документов. РО ГНИВД явились центрами автоматизации в регионах. Централизованное управление позволило избежать появления местнических интересов и организовать создание автоматизированных систем в регионах, построенных с использованием единых принципов.

В течение 1992—1993 гг. шла отработка технологии таможенного оформления грузов и создания электронных копий ТД, технологии сбора и передачи информации на бумажных носителях (с привлечением фельдъегерской службы), а электронных копий ТД и других таможенных документов — с использованием телекоммуникационных каналов связи. В 1993 г. был организован выпуск сигнальных экземпляров первых сборников по таможенной статистике внешней торговли России за первое полугодие 1993 г., а также за третий квартал 1993 г.

Приказ ГТК России от 17.12.1993 г. «О мерах по переходу на промышленную эксплуатацию автоматизированной подсистемы ведения таможенной статистики» № 535 стал отправной вехой в деле полномасштабного функционирования всей инфраструктуры подразделений автоматизации таможенных органов, РПСИ и ГНИВЦ в режиме промышленной эксплуатации первой подсистемы в составе ЕАИС.

Начиная с первого квартала 1994 г. ГНИВЦ в лице своих производственных подразделений, совместно с соответствующими подразделениями таможенных органов, приступил к регулярному формированию данных для публикации квартальных бюллетеней и годовых сборников таможенной статистики внешней торговли России.

На рис. 48 показана структура сбора, передачи и хранения информации для ведения таможенной статистики внешней торговли.

Декларации и иные сопроводительные документы подаются в отдел таможенного оформления и контроля таможенного поста или непосредственно таможни. Электронные образы деклараций заносятся во временную базу данных таможенного органа (БДТ) и проверяются. После этого по сети связи они передаются в РПСИ, функционирующий сегодня на базе вычислительного центра Информационно-технической службы (ИТС) РТУ. Кроме этого, из таможен в РПСИ периодически передаются различные формы статистической отчетности. Все это помещается в региональную базу данных (РЕД). Подразделения РТУ могут использовать данные РЕД своей деятельности. Полученные данные после дополнительной проверки, из РПСИ передаются в ГНИВЦ — в ЦБД. Статистические формы одновременно передаются в ФТС РФ.

Соответствующим образом обработанные и сведенные по определенным методическим принципам данные по всей территории РФ используются для получения различных сводных статистических форм.

Выходная статистическая информация включается в отчетность: срочную, месячную, квартальную и годовую. Полученные отчетные формы передаются в органы государственного управления и используются таможенными органами (ФТС, РТУ и таможнями) для планирования и управления своей деятельностью.

Если в начале работы управление таможенной статистики ФТС рассчитывало все формы вручную, то сегодня специалисты уже занимаются разработкой методов повышения точности, способов формирования отчетности, а вся расчетная часть и работа с базами данных возложены на автоматизированную систему. Ежеквартально выпускается сборник статистики ФТС — 150—200 страниц с подробными таблицами по каждому региону, стране назначения, отправления, по всем кодам товаров.

Сегодня многие министерства пользуются статистической информацией, обработанной специализированной информационной системой ФТС. На основании этих сведений о том, что происходит в торговле, принимаются очень серьезные решения в Министерстве экономического развития РФ и Министерстве финансов. Статистика, которую ФТС отправляет в правительство, очень точна. Информационная система статистики ФТС создана на базе СУБД Oracle с применением средств OLAP, и в ней реализованы все новейшие достижения в области статистики — математико-экономические методы, методы выявления недостоверности данных, перекрестные ссылки, гиперкубы, зеркальная статистика и многое другое. На конференции Oracle в 2001 г. система получила признание как крупнейшая в Европе подобная разработка на базе технологий Oracle.

4.7. CASE-ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ТАМОЖЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

CASE-технология явилась ответом на ряд серьезных трудностей, возникших при разработке и эксплуатации компьютерных систем. Учитывая неудачу многих проектов, заказчики стремились получить хорошо проработанное обоснование проекта с тестированным программным обеспечением. Однако они не всегда предоставляли разработчикам необходимую информацию, справедливо относя ее к разряду коммерческой тайны, да и сама организация информационных потоков постоянно менялась по мере расширения деятельности предприятия. В результате осуществление проектов затягивалось, и созданные программно-аппаратные комплексы начинали работать в условиях, когда требования предприятия к ним изменялись.

Применялся и иной подход. Компьютерный комплекс разрабатывался и вводился в эксплуатацию в короткие сроки специализированной фирмой при полном взаимодействии с заказчиком. Это обеспечивало создание работоспособного комплекса, но из-за отсутствия необходимой документации, задержки с обучением персонала и многочисленных «недоделок», особенно в программном обеспечении, эксплуатация комплекса попадала полностью в зависимость от разработчиков и происходила в условиях постоянных сбоев и потребности в дополнительных затратах на переделки и усовершенствования.

Для выхода из сложившейся ситуации была разработана CASE-технология, поддерживающая проектирование, выбор технологии, архитектуры и написание программного обеспечения. CASE (Computed Aided Software Engineering) — система конструирования программ с помощью компьютера.

<<   [1] ... [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] ...  [66]  >> 


Контактная информация: e-mail: [email protected]   
Все о таможне