ИСТОРИЯ
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

В.В. Макрусев, В.А. Черных. «Управление таможенным делом»

Управление институциональным развитием в системе государственного управления осуществляется, преимущественно, посредством применения двух групп технологий: трансформационной (технологии импорта и преобразования институтов) и трансакционной (технологии анализа и управления трансакционными издержками).

Основной задачей институционального развития Федеральной таможенной службы Российской Федерации в современных условиях является трансформация таможенных органов в состояние, соответствующее новым институциональным и социально-экономическим условиям, а также новым предъявляемым к таможенным администрациям требованиям. В данном случае речь идет о постоянных институциональных изменениях прогрессивного характера или об институционализации как непрерывном процессе развития таможенного дела и Федеральной таможенной службы России.

Управление развитием государственных институтов (в том числе и Федеральной таможенной службы) целесообразно осуществлять на основе разработки и реализации документов концептуального характера — Концепции, или Стратегии, развития (далее будем говорить о Концепции развития Федеральной таможенной службы), а также планов (межведомственных и ведомственных) мероприятий по реализации данных документов.

Концепция развития Федеральной таможенной службы представляет собой совокупность взглядов на проблему развития таможенных органов, включающих ключевые идеи и принципы их реализации, программы и механизм качественных преобразований Федеральной таможенной службы в условиях стратегических изменений.

Цель разработки Концепции, или Стратегии, — определение путей и способов обеспечения устойчивого прогрессивного развития Федеральной таможенной службы в новых институциональных условиях в целях укрепления национальной безопасности, обеспечения динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе, а также повышения благосостояния российских граждан.

В соответствии с указанной целью в Концепции формулируются:

• цели развития Федеральной таможенной службы с учетом основных вызовов предстоящего периода;

• системные идеи и принципы их реализации;

• основные направления и задачи развития.

Концепция развития таможенной службы объединяет два основных блока — теоретический (концептуальная часть) и практический (прикладная часть).

Концептуальная часть (рис. 11.4) раскрывает новую философию таможенного дела (например, «контроль в виде сервиса»), идеологию развития таможенных институтов (например, на основе международных принципов и стандартов) и определяет важнейшие направления развития таможенной службы.

Основные институциональные факторы развития, правовые основания и ключевые идеи развития таможенной службы России в новых институциональных условиях обобщены и представлены в табл. 11.1.

Концепция объединяет основные уровни институционализации, системные идеи, принципы, направления развития таможенной службы и основные задачи, решаемые в процессе реализации данной концепции.

Стратегической целью развития таможенной службы является достижение качественно нового уровня предоставления государственных таможенных услуг, соответствующего уровню мировых стандартов, надежно обеспечивающего экономическую безопасность страны и обеспечивающего благоприятные условия для осуществления внешнеэкономической деятельности. К 2020 г. Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по качеству предоставления таможенных услуг, соответствующих основным международным стандартам.

Рис. 11.4. Модель развития таможенного дела России

Достижение стратегической цели означает формирование качественно нового образа Федеральной таможенной службы посредством достижения частных целей развития таможенных органов в новых институциональных условиях.

• обеспечение непрерывного устойчивого функционирования таможенных органов в новых институциональных условиях, заданных параметрами внешней и внутренней среды, в том числе с учетом мировою финансового кризиса и его возможных последствий;

• обеспечение совершенствования правовых норм и таможенных процедур — таможенных процессов, на качественно новом институциональном уровне, направленного на снижение совокупных трансакционных издержек государства в целом и участников внешнеэкономической деятельности в частности;

• установление баланса между социально-экономическим эффектом от деятельности таможенных органов, уровнем корпоративной культуры таможенной службы и сложностью решаемых ею задач.

Таблица 11.1. Факторы, правовые основания и ключевые идеи развития таможенной службы России
Институциональные факторы развития Правовые основания Ключевые идеи
1.Международная интеграция ВТО. СНГ ИТ. д.

2. Мировой финансово-экономический кризис.

3. Усиление глобальной конкуренции.

1. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киото)

2. Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли.

3. Концепция национальной безопасности Российской Федерации.

1. Взаимодействие таможенных администраций.

2. Содействие бизнесу.

3. Внедрение системы управления рисками.

4. Процессы глобальной информатизации.

5. Формирование инновационной экономики, переход к социально-ориентированному типу развития.

Ь. Реформирование системы государственного управления.

7. Формирование общей информационно-технологической инфраструктуры для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти.

8. Повышение качества административно-управленческих процессов.

4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития России

(до 2020 г.).

5. Концепция внешней политики России. Концепция формирования Единого транспортного пространства Евразийского экономического сообщества.

6. Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 тт.

7. Концепция административной реформы в Российской Федерации

в 2006-2008 гг.

8. Концепция государственной политики в сфере обустройства государственной границы Российской Федерации.

4. Создание единого информационного пространства и передача информации

в электронном виде.

5. Внедрение современных методов и механизмов стратегического планирования.

6. Бюджетирование, ориентированное на результат.

7. Государственные услуги (качество и доступность).

8. Государственные таможенные услуги.

9. Повышение открытости информации о деятельности органов государственной власти и обеспечения доступа к ней.

10. Реализация транзитного потенциала страны, развитие транспортно-логистической системы.

11. Обеспечение взаимосвязи видов государственной службы, а также государственной и муниципальной службы.

12. Развитие Федеральной таможенной службы.

13 Модернизация ключевых (системообразующих) направлений деятельности таможенных органов

9. Концепция формирования электронного правительства.

10. Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 г.

11. Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 г.

12. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 г.

13 Федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)».

9. Выстраивание эффективных механизмов взаимодействия между обществом, бизнесом и государством.

10. Развитие института государственно-частного партнерства.

11. Улучшение доступа к информации

о деятельности государственных органов.

12. Широкое применение информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов.

13. Создание крупных транспортно-логистических центров в местах, приближенных к государственной границе.

14. Концепция развития таможенных органов Российской Федерации.

15. Целевая программа развития таможенной службы Российской Федерации на 2004-2008 гг.

lb. Среднесрочная программа развития таможенной службы России на 2005—2007 гг.

14. Борьба с коррупцией.

15. Упорядочение и конкретизация полномочий государственных служащих, которые должны быть закреплены в должностных регламентах.

16. Содействие бизнесу через «контроль в виде сервиса».

17. Краткосрочная программа развития таможенной службы России.

18. НИОКР, программы, проекты «Информатизация», «Управление рисками», «Информационно-аналитические технологии», «Борьба с коррупцией» и т. п.

17. «Таможенная граница».

18. «Администрирование и контроль за соблюдением международных торговых соглашений».

19. «Институциональное развитие и формирование информационно-техническою потенциала таможенных органов».

20. Система управления рисками.

21. Ценгр анализа и управления рисками.

22. Центр икститунионального мониторинга и развития таможенных органов.

23. Операционный центр обработки информации и принятия решений.

24. Электронная таможня.

<<   [1] ... [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] ...  [136]  >> 


Контактная информация: e-mail: [email protected]   
Все о таможне