ИСТОРИЯ
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

В.В. Макрусев, В.А. Черных. «Управление таможенным делом»

Таблица 14.1. Принципы процессно-ориентированного подхода к управлению деятельностью таможенных органов
Наименование принципа Описание принципа
Принцип выстраивания цепи процессов Таможенные процедуры (процессы) определяются административными регламентами исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг) и выстраиваются в жесткой порядковой и временной последовательности
Принцип горизонтального сжатия Таможенные процедуры (процессы) необходимо объединят ь в целостные блоки, устранять дублирование функций, тем самым повышая результативность деятельности таможенных органов
Принцип вертикального сжатия Данный принцип подразумевает наделение сотрудников таможенных ор1анов более широкими полномочиями в части принятия решений, что сокращает время таможенных операций и повышает эффективность таможенной деятельности
Принцип минимизация количества согласований Многочисленные согласования представляют собой избыточную форму контроля и нарушают главное требование к контролю — экономичности
Принцип уменьшения количества проверок и управленческих воздействий на сотрудников таможенных органов Данный принцип также направлен на уменьшение избыточного контроля

Для достижения стратегических целей организации ее процессы должны развиваться и обновляться согласно закономерностям процесса управления изменениями. Как отмечали многие исследователи, социально-психологические факторы здесь намного важнее технико-экономических. обеспечивающих непосредственное создание ценности на рабочем месте за счет сочетания производственных факторов. Устаревшая шкала ценностей, организационная структура могут стать узкими местами, которые сведут на нет производственные достижения. Компоненты для их обновления нельзя (в отличие от техники и материалов) приобрести на рынке, развитие должно происходить внутри организации по инициативе тех, кто на нем работает.

Развитие процессов будет успешным лишь при условии адаптации стратегии, культуры и организационной структуры организации к изменениям внешних социально-психологических факторов.

Организация, ориентированная на процессы, формируется за счет структурного и процедурного упорядочения процессных элементов, совершенствования процессов в целом и интеграции ранее названных принципов организации руководства, организационной структуры и организации производства в модель организационных процессов. В рамках процессов руководства определяются стратегические и целевые установки, культура организации и оценка результатов, В рамках организационной структуры происходит децентрализация структур с передачей ответственности и полномочий сотрудникам, которая в сочетании с простыми, эффективными и ориентированными на качество процессами оказывает общее положительное влияние на процессы руководства, производства и вспомогательные процессы. Диаграммы процессов помогают ликвидировать функционально-ориентированное разделение компонентов (способов рассмотрения) организации.

Необходимо, чтобы в итоге в каждом управленческом или операционном процессе, будь то процесс руководства, производственный или вспомогательный процесс, присутствовали все компоненты организации. Даже внутри вспомогательного процесса необходимо предусмотреть идентификацию систем, реализующих функции управления (например, описать структуру руководства с соответствующими должностями и полномочиями).

На рис. 14.8 приведена методика анализа организационных процессов ФТС России. Так как в первую очередь рассматриваются основные процессы, т. е. процессы, реализующие таможенную деятельность, то упрощение начинается с простых процессов. Рассмотрим процессы, протекающие на таможенном посту, на примере функции принятия таможенным органом пассажирской таможенной декларации, поданной физическим лицом

При исполнении государственной функции принятие таможенным органом пассажирской таможенной декларации, поданной физическим лицом, определяются сроки и последовательность действий должностных лиц таможенных органов при осуществлении функции принятия декларации.

Исполнение государственной функции принятия таможенным органом декларации возлагается на таможенные посты, в регионах деятельности которых расположены пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, морские (речные) порты, открытые для захода иностранных судов, порты, открытые для международных сообщений, аэропорты, открытые для международных полетов (далее — пункты пропуска, морские (речные) порты, аэропорты), компетенция по принятию декларации которых определена ФТС России.

Рис. 14.8. Методика анализа организационных процессов

Исполнение государственной функции принятия декларации осуществляется в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации. Результатом исполнения государственной функции принятия таможенным органом декларации являются:

• декларация со служебными отметками уполномоченного должностного лица таможенного поста в двух экземплярах;

• уведомление лица об отказе в принятии декларации. По устному запросу липа, подавшего декларацию, такое уведомление представляется начальником таможенного поста либо лицом, его замещаюшим, в письменной форме.

Успех перехода от функционально-ориентированной к процессной организации зависит от вовлеченности высших руководителей, наличия целостной концепции преобразований, хорошо поставленного обучения. полноты документации и эффективного контроллинга (рис. 14.9).

<<   [1] ... [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] ...  [136]  >> 


Контактная информация: e-mail: [email protected]   
Все о таможне