ИСТОРИЯ
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

В.В. Макрусев, В.А. Черных. «Управление таможенным делом»

Социально-психологические методы управления занимают важное месго среди методов управления в таможенной системе, поэтому существует тесная зависимость между социальными характеристиками коллектива, экономическими и организационными показателями его деятельности. Так, эффективность служебной деятельности таможенных органов в значительной мере зависит, например, от текучести кадров, которая часто вызывается социальными и психологическими условиями труда в таможне, а также от таких факторов, как дисциплинированность, добросовестность, психологический климат в коллективе и др.

Социально-психологические методы управления представляют собой конкретные способы и приемы воздействия на процесс формирования и развития коллектива, на социальные процессы, проистекающие внутри его.

Целью социально-психологических методов является обеспечение растущих социальных потребностей сотрудников, их всестороннего гармонического развития и повышение на этой основе служебной активности личности и эффективной деятельности коллективов. Эти методы управления основаны на использовании социального механизма, действующего в коллективе, в состав которого входят неформальные группы, роль и статус личности, система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и другие социальные аспекты.

К социально-психологическим методам относятся социальные и психологические методы управления. Эти методы включают широкий спектр методов социального нормирования и регулирования, а также методы комплектования малых групп и коллективов, гуманизации труда, психологического побуждения, профессионального отбора и обучения.

К экономическим методам относятся: централизованный плановый и методы экономического стимулирования, а к экономико-математическим — неформализованные, слабоформализованные и формализованные методы,

Таким образом, совершенствование методологии использования в управлении таможенными органами методов управления представляет собой органическую и значительную часть всей проблемы повышения эффективности системы управления таможенной деятельностью.

ГЛАВА 6. ЭВОЛЮЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИИ

6.1. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И МЕХАНИЗМЫ ЭВОЛЮЦИИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

Закономерности эволюции института Федеральной таможенной службы наиболее выразительно представляются изменениями основной ее характеристики — организационно-функциональной структуры. Именно динамика структурных изменений системно отражает процесс эволюции института, а шире (во взаимосвязи с изменениями в правовом поле) — процесс ее институционализации.

Как известно, государственным институтам, присущи консервативный характер и относительная устойчивость их организационных структур на длительных временных интервалах, поэтому все системные изменения в подобных организациях — это реакция на воздействие различных внешних и внутренних факторов.

Для анализа и прогнозирования эволюции таможенной системы принципиальным является вопрос идентификации и структуризации факторов (иногда их называют вызовами и угрозами), определяющих не только необходимость, ко, как правило, и логическую последовательность (процедуру, алгоритм) функциональных и организационных изменений.

Количественные изменения в составе таможенных органов исследовались на интервале с 1991 по 2004 г. Интервал представлен поквартально. Результаты показаны на соответствующих графиках (рис. 6.1—6.3).

Рис. 6 1. Изменение в количестве таможенных постов

Рис. 6.2. Изменения в количестве таможен

Рис. 6.3. Изменения в количестве управлений ЦА ФТС России

Анализ динамики в целом позволяет говорить о достаточно устойчивой тенденции увеличения числа таможенных постов, таможен, управлений ЦА ФТС России без наличия в общем процессе каких-либо резких скачков.

При определении параметров эволюции организационной структуры целесообразно решить следующие задачи:

• локализовать структурные изменения на каждом организационном уровне;

• определить факторы, вызвавшие локальные изменения;

• установить поуровневые взаимосвязи локальных структурных изменений;

• установить временные параметры поуровневых локальных структурных изменений.

Для решения задачи по локализации структурных изменений построим так называемые диаграммы «ствол и листья». Они позволяют визуально представить структуру увеличения (или уменьшения) количества таможенных объектов («ствол») и отразить (локализовать) частоту и концентрацию изменений на каждом из ее уровней («листья»).

При установлении такой структуры в дальнейшем можно систематизировать факторы, вызвавшие изменения, как по стволу, так и по листьям, а шире — определить и структурировать факторы, обусловившие локальные изменения на каждом из уровней организационной структуры таможенных органов России.

Рассмотрев же одновременно все диаграммы «ствол и листья» (для таможенных постов, таможен и ЦА ФТС России), осуществив соответствующую привязку факторов, можно установить поуровневые взаимосвязи локальных структурных изменений и их временные параметры в рамках всей организационной структуры таможенных органов.

Параметры структурных изменений на уровне таможенных постов, таможен и управлений ЦА ФТС России представим в табличном виде.

<<   [1] ... [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] ...  [136]  >> 


Контактная информация: e-mail: [email protected]   
Все о таможне