ИСТОРИЯ
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

В.В. Макрусев, В.А. Черных. «Управление таможенным делом»

К основным факторам, учитываемым при создании таможни (поста), относятся следующие: протяженность таможенной границы, количество пунктов пропуска, количество участников ВЭД, количество оформляемых ГТД в месяц, количество оформляемых внутренних транзитных документов в месяц, наличие арендуемых таможенными органами и состоящих на батан се таможенных органов служебных, досмотровых и вспомогательных помещений, наличие складов временного хранения, каналов связи, соответствующих жилых помещений для сотрудников таможенного органа, расчетная потребность в электронно-вычислительной технике, в технических средствах таможенного контроля, в транспортных средствах, в штатной численности, согласование с местной администрацией.

Правительством РФ была выделена дополнительная штатная численность ГТК России под четкие приоритеты таможенной службы РФ: новая таможенная система и формы ее освоения, таможенные платежи и новый порядок направления их в Федеральный бюджет РФ валютный контроль, усиление борьбы с незаконными операциями во ВЭД, освоение Таможенного кодекса РФ и Таможенного тарифа РФ в плане подготовки подзаконных актов ГТК России и доведения их до всех подразделений и личного состава таможенной службы, таможенная статистика и анализ, развитие службы материально-технического обеспечения.

В конце 1992 г. поднят вопрос о структуре центрального аппарата ГГК России. Декларируются два принципиальных подхода: приоритеты в развитии таможенной службы России и тесная взаимосвязь со всей структурой таможенной службы.

В 1993 г. были созданы новые региональные таможенные управления Уральское, Восточно-Сибирское, Поволжское, Татарское, Дагестанское, Московское, Калининградское, Западное.

В 1994— 1995 гг. проводится работа по полному переходу инфраструктуры таможенных органов на региональный принцип, предусматривающий подготовку таможенными управлениями перспективных планов развития таможенных органов на территории зоны своей деятельности, включая не только развитие инфраструктуры, но и весь комплекс проблем, в том числе капитальное и жилищное строительство, социально-бытовые вопросы, подбор и обучение кадров.

Таким образом, модель институционализации таможенных органов переходного периода (1991—1995 гг.), представляется комплексом следующих наиболее значимых факторов:

• создание и расширение границ внешней среды системы таможенных органов;

• экстенсивные подходы к наращиванию потенциала таможенной службы;

• элементы децентрализации и расширения функций региональных таможенных управлений, определенное перераспределение регулирующих функций в пользу РТУ:

• изменчивость, динамичность, неопределенность внешней среды.

Источником изменении института таможенных органов в переходный период по-прежнему является государство. Решающее значение приобретает обустройство границы и развитие таможенной инфраструктуры, создание эффективной системы таможенных платежей, формирование таможенной статистики внешней торговли, кадровое обеспечение и социальное развитие таможенной службы. В качестве основных факторов развития сети таможенных органов на территории Российской Федерации приняты политический фактор, формирование внешнеторговых грузопотоков и сосредоточения участников внешнеэкономических связей. Механизмы адаптации обусловлены как наследованием черт предыдущей социально-экономической системы (методы организации деятельности, организационная структура), так и собственно закономерностями переходных процессов (цели, задачи, стратегии). Используются организационно-экономические механизмы функционирования таможенной службы (планирование, организация и опенка деятельности).

На рассмотренном этапе завершился процесс организационного становления института таможенного администрирования и его интегрирования в экономику страны, а также отрабатывается модель деятельности таможенных органов в условиях Таможенного союза.

Период с 1996 по 1999 г.

Для указанного периода наиболее существенным внешним факторам является политико-правовой фактор. Модель институиионализации таможенных органов характеризуется:

• интенсификацией наращивания потенциала таможенной службы;

• отказом от административного принципа построения региональных таможенных управлений и переходом на функциональный принцип;

• нечеткостью организационных и функциональных взаимосвязей (горизонтальных и вертикальных);

• относительной нестабильностью, отсутствует строгая иерархическая соподчиненность. система органов управления громоздка и затратна;

• несовершенством законодательной и нормативно-правовой базы таможенного дела, низким уровнем автоматизации, насыщенностью средствами информационно-технического обеспечения деятельности таможенных органов.

Источником изменений является государство.

Период с 1999 по 2003 г.

Данный период характеризуется структурными изменениями, определяемыми механизмом ликвидации подразделений. ГТК России проводит мероприятия по оптимизации структуры и системы размещения таможенных органов и ставит своей целью — централизацию системы управления таможенными органами в субъектах РФ. В рамках исполнения Указа Президента от 13.05.2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе» и Постановления Правительства РФ от 02.08.2000 г. № 592 «О взаимодействии Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах и схеме размещения территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» в конце 1998—1999 гг. проведены необходимые мероприятия по реорганизации тринадцати существовавших РТУ в семь, регионы деятельности которых полностью совпадают с границами федеральных округов.

<<   [1] ... [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] ...  [136]  >> 


Контактная информация: e-mail: [email protected]   
Все о таможне