ИСТОРИЯ
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

В.В. Макрусев, В.А. Черных. «Управление таможенным делом»

• в широком смысле институт — это исторически сложившееся и эволюционирующее вместе с обществом и государством высокоорганизованное социально-экономическое системное образование, объединяющее деятельность людей для удовлетворения конкретной важной общественной потребности или достижения определенной общественно значимой цели;

• в узком смысле институт — это целостная совокупностью идей, правил и механизмов, определяющих, формирующих или развивающих определенную организацию, или же сама организация (учреждение) как открытая эволюционирующая система. Системно-логическая структура данного определения представлена на рис. 7.1.

Рис. 7.1. Системно-логическое представление института

Исходя из такого представления таможенное дело в целом: таможенные органы ФТС и их структурные подразделения — все это институты, достигшие различной степени организованности.

В самом общем случае — это единый институт, представляемый открытой, непрерывно эволюционирующей системой, базовые компоненты которой — организации — находятся в процессе формирования (создания, развития) или применения.

По сути, такое представление отражает известный целостно-эволюционный подход, в рамках которого каждый конкретный компонент системы — институциональная среда, институт, организация — в силу того, что это открытая, большая, сложная система, находится на различных этапах жизненного цикла. Она либо вновь создается (находится на этапе создания), либо реально действует (находится на этапе применения или функционирования), либо развивается (находится на этапе развития или модернизации). И все компоненты непрерывно эволюционируют (изменяются под воздействием различного рода факторов, как внешних, так и внутренних), а общий процесс их перехода из одного состояния в другое представляется как процесс инcтитуционализации.

Институционализация представляет собой целостный непрерывный процесс гармонизированных концептуальных, правовых, функциональных. организационных, технологических и других системных преобразований в таможенном деле, а управление таким процессом — есть управление таможенным делом (таможенными органами, таможенной деятельностью) в самом широком их представлении.

Другими словами, управление таможенным делом представляется как всеобъемлющий процесс и отождествляется:

• во-первых, с управлением процессами создания, применения и развития таможенного института (в целом — процессом институционализации таможенного дела);

• во-вторых, с управлением собственно институтом таможенного дела, реализуемым на двух основных уровнях его представления (см. рис. 7.1):

♦ на институциональном уровне — управление институциональными изменениями в таможенном деле (например, введение и исключение новых функций, процедур, операций и т. п.) в условиях изменяющейся институциональной среды реальной организации (например, внедрение идеи и механизмов «Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли»);

♦ на уровне организации — управление сложившейся, реально действующей организацией (системой таможенных органов, конкретным таможенным органом или таможенной организацией) — применение ее для достижения поставленных целей.

Поскольку таможенное дело — это сложная эволюционирующая целостность, то это значит, что одновременно такая система и используется по назначению, и развивается. Другими словами, она в каждый конкретный момент времени и находится в процессе институционализации, и действует (используется по назначению), и модернизируется (развивается) — адаптируется к условиям происходящих оперативных, тактических или стратегических изменений.

При таком подходе управление таможенными органами объединяет в себе:

• управление становлением системы таможенных органов — формирование видения, миссии, идей, концепций, правил, определяющих вновь создаваемую систему таможенных органов или отдельный таможенный орган или управление таможенными институтами;

• управление применением созданной по назначению системы таможенных органов или отдельной таможенной организации в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе (соответственно — оперативное, тактическое и стратегическое управление);

• управление деятельностью таможенных органов — воздействие на процесс функционирования таможенных органов для достижения краткосрочных, среднесрочных или долгосрочных целей деятельности (соответственно — оперативное, тактическое и стратегическое управление таможенной деятельностью или деятельностью таможенных органов).

Основное содержание целостно-эволюционного подхода к управлению таможенным делом раскрывается на рис. 7.2.

Рис. 7.2. Представление таможенного дела с позиций целостно-эволюционный подхода

Здесь таможенное дело как объект управления еще больше детализировано. Оно представляется в виде таможенного института, таможенной организации и таможенной деятельности.

Такой объект непрерывно эволюционирует, находясь на различных стадиях институционатизации: создания, применения, развития.

При этом требуется осуществлять управление как таможенным делом в целом (таможенным институтом, организацией, деятельностью), так и процессом институционализации таможенного дела (созданием, применением, развитием).

Классификация видов управления таможенным делом в рамках целостно-эволюционного подхода предложена на рис. 7.3.

<<   [1] ... [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] ...  [136]  >> 


Контактная информация: e-mail: [email protected]   
Все о таможне