ИСТОРИЯ
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

В.В. Макрусев, В.А. Черных. «Управление таможенным делом»

Рис. 7.9. Классификация функций таможенной службы как социально-экономического института государства

Таможенная служба как социально-экономический институт государства является своеобразным «посредником» между государством и рынком для достижения конкретных целей страны в реальных условиях рыночной экономики. Предлагая свои услуги государству, она является некоммерческим субъектом в сфере государственных услуг, где как правило, доминируют государственные институты-субъекты, которые наиболее эффективно и в стратегическом плане наиболее стабильно реализуют услуги, требующиеся государству. Следовательно, каждый из государственных институтов, продвигая свои услуги в сфере государственных услуг, в идеале должен стремиться оптимизировать организационную структуру и деятельность, для того чтобы быть конкурентоспособным. максимально полно удовлетворять потребности страны,

В условиях рыночной экономики деятельность государственных субъектов направлена на достижение конечного эффекта, характеризуемого соответствующим критерием:

• экономического эффекта, определяемого критерием экономической эффективности;

• общественного (социального) эффекта, определяемого критерием общественной эффективности;

• общественно-экономического (социально-экономического) эффекта. определяемого критерием общественно-экономической эффективности .

Если экономический эффект, чаще всего выражающийся в виде прибыли, является целью и главным результатом деятельности коммерческих субъектов 1о для некоммерческих организаций он играет вспомогательную роль, поскольку способствует развитию главного направления — некоммерческой (неприбыльной) деятельности. Руководители коммерческих структур несут ответственность перед учредителями за социальную эффективность бизнеса, главным образом, с точки зрения ее влияния на прибыльность. Социальный эффект в случае коммерческой деятельности интересует предпринимателя только с точки зрения возможностей реализации выбранной корпоративной миссии и формирования позитивного образа компании в сознании потребителей, общественности и других контактных аудиторий.

Что касается некоммерческих субъектов, то социальный или социально-экономический эффект выступают в данном случае в роли главных результатов их деятельности, от величины и значимости которых зависит уровень финансирования и стимулирования данных организаций со стороны государства. Б конечном счете, величина и значимость социального эффекта для общества в целом или его отдельных сегментов должны определять возможность существования того или иною некоммерческого субъекта, являющегося социально-экономическим институтом государства.

Социальный эффект от деятельности таможенной службы выражается в опосредованном ее влиянии на развитие российской экономики в целом и ее отдельных отраслей, а также на повышение уровня жизни всех членов общества.

Характер и масштаб влияния состояния таможенного администрирования на уровень экономических, социальных и иных процессов в жизни государства и общества достаточно очевиден. Из-за несовершенства таможенного администрирования, с одной стороны, покупатели вынуждены платить за товар большую цену, что неоправданно лишает их части дохода и уменьшает совокупный платежеспособный спрос. С другой — участник ВЭД несет дополнительные расходы, лишаясь части своей возможной прибыли, получение которой в конечном итоге является одной из главных целей деятельности любой коммерческой организации, источником доходов ее сотрудников, а также источником доходов федерального бюджета и, как следствие, — источником финансирования социальных, инвестиционных и иных государственных программ.

Характер причинно-следственных связей между состоянием таможенного администрирования, состоянием экономики и уровнем жизни населения страны можно представить в виде схемы (рис. 7.10)

Анализ представленных причинно-следственных связей между состоянием таможенного администрирования, состоянием экономики и уровнем жизни населения еще раз доказывает практическую значимость управления процессом институционализации таможенной службы в современных условиях.

Все факторы внешней и внутренней среды функционирования таможенных ооганов, а также предъявляемые требования к их деятельности в совокупности создают определенную институциональную структуру, Формируют конфигурацию пространства стратегических изменений для таможенной службы в целом. Следовательно, центральной задачей управления таможенной службой как социально-экономическим институтом является идентификация оптимальной среды функционирования и всех требований, предъявляемых к таможенным администрациям на межнациональном, национальном и региональном уровнях.

Рис. 7.10. Схема причинно-следственных связей между состоянием таможенного администрирования, состоянием экономики и уровнем жизни населения страны

ГЛАВА 8. КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИИ

8.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ КРИТЕРИЕВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИИ

Для управления в целом и управления в таможенном деле в частности характерно наличие случайных факторов, которые делают случайным и результаты деятельности. Если оценивать результаты таможенной деятельности показателем Рд.ц., то необходимо соблюдать условие: значение вероятности должно соответствовать возможности достижения цели. Зависимость вероятности достижения цели от показателей деятельности может носить различный характер Исследованиями доказано, что наиболее характерными являются два типа зависимостей.

<<   [1] ... [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] ...  [136]  >> 


Контактная информация: e-mail: [email protected]   
Все о таможне