ИСТОРИЯ
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

В.В. Макрусев, В.А. Черных. «Управление таможенным делом»

где в числителе находятся те показатели, которые желательно увеличить, а в знаменателе — те, которые желательно уменьшить. Другой вариант

где а1, а2, а3 — коэффициенты, имеющие знак плюс при показателях, подлежащих максимизации, и знак минус при величинах, которые требуется минимизировать.

Общим недостатком составных критериев является то, что недостаточно высокую эффективность по одному критерию всегда можно скомпенсировать за счет другого Поэтому к использованию составных критериев всегда нужно относиться с осторожностью.

Необходимо отметить, что при решении ряда важных задач не всегда удается получить оптимальный результат в ходе одного этапа оптимизации. В подобных случаях прибегают к многоступенчатой оптимизации.

Применение многоступенчатой оптимизации в ходе анализа целенаправленной деятельности обеспечивает последовательное улучшение результатов математического моделирования, позволяет получить решение, удовлетворяющее поставленным целям исследования.

Рассмотрим проблему выбора показателя эффективности для таможенной деятельности.

В общем случае показатель эффективности деятельности таможенной системы Кэ.ф.т.с. представляет из себя функционал F, определяемый на множестве сущностей такой системы и ее внешней среды:

где ΔMв.с. — модель внешней среды функционирования таможенного объекта, включающая в том числе вышестоящие и взаимодействующие системы (подсистемы); Мт.с. — модель таможенной системы.

При этом возможны два принципиально разных подхода. При первом подходе исходят из стремления добиться требуемого значения

показателя эффективности Кэ.ф.т.с., и при этом из всех возможных вариантов системы выбирается такой, который требует наименьших (по сравнению с другими вариантами) ресурсов и позволяет достичь поставленной цели в заданные сроки (Т3), то есть.

где Rт.с. — ресурсы таможенной системы — материальные, кадровые, финансовые (или только финансовые); {....} — знак множества.

При втором подходе исходят из наличия имеющихся (заданных) ресурсов Rт.с.з., при этом из множества возможных вариантов систем выбирают такой, который дает максимальное значение показателя эффективности, то есть:

В ходе получения решения могут быть найдены некоторое множество показателей функциональной эффективности {Кэ.т.с.} > Кэ.т.с.тр. и некоторое множество показателей экономической эффективности {Rт.с.} < Rт.с.з. Поэтому окончательный выбор показателей остается за человеком.

Таким образом, сочетание показателей функциональной и экономической эффективности образует дилемму, что можно пояснить с помощью рис. 8.2.

Множество допустимых решений находится в области верхнего левого угла. Остальные решения по одному из критериев не рациональны.

Из рис. 8.2 следует, что при соблюдении строгих соотношений между результативностью деятельности и ресурсоемкостью существует только одно решение, обозначенное точкой, находящейся в правом верхнем углу прямоугольника. При наличии интервалов допусков значений показателей эффективности имеем дело с множеством решений, выбор варианта которого остается за субъектом, его принимающим.

Рис. 8.2. Области допустимых и запрещенных показателей эффективности таможенной деятельности

Исходя из принципов системного подхода и интерпретации таможенного дела (ТД) как операции, критерий эффективность функционирования как целевую функцию единой системы таможенных органов (ЕСТО) можно выразить следующим соотношением:

где Кэ.ф.т.о. — целевая функция деятельности таможенных органов: Sт.о. — система таможенных органов; Аф.т.о. — алгоритм функционирования системы таможенных органов. Уф.т.о. — условия функционирования системы таможенных органов; O(f) — отношения между элементами функционала.

Наиболее общей целью деятельности таможенной службы является обеспечение экономической безопасности страны таможенными методами, что реализуется по двум направлениям направлению содействия внешнеторговой и экономической деятельности и направлению борьбы с нарушениями таможенных правил. Общий результат первого направления проявляется в объеме собранных таможенных сборов и платежей. Второе направление оценивается предотвращенным ущербом. При этом в обоих случаях должны учитываться ресурсы, затраченные на деятельность таможенной системы.

Цель ЕСТО считается достигнутой, если получены результаты, удовлетворяющие определенным требованиям. Поскольку деятельность ЕСТО осуществляется при расходовании определенного количества ресурсов, то затраченные ресурсы также являются результатом деятельности ЕСТО.

Таким образом, множество результатов функционирования ЕСТО можно представить вектором

<<   [1] ... [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] ...  [136]  >> 


Контактная информация: e-mail: [email protected]   
Все о таможне