ИСТОРИЯ
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

В.В. Макрусев, В.А. Черных. «Управление таможенным делом»

• норма Таможенного кодекса Российской Федерации, устанавливающая, что таможенная декларация может быть подана любому таможенному органу, правомочному принимать декларации, сохранится;

• документы и сведения, необходимые для таможенного оформления и таможенного контроля, будут приниматься после доработки таможенных технологий любым таможенным органом, правомочным осуществлять такие действия;

• положения рассматриваемой Концепции в равной степени распространяются как на ввозимые, так и на вывозимые товары;

• как правило, таможенное оформление и таможенный контроль будут производиться на таможенно-логистических терминалах, расположенных в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации. В ряде определенных случаев таможенное оформление товаров будет осуществляться в местах, приближенных к местам их оборота, потребления, расположения отправителей, получателей, производителей товаров;

• в отношении отдельных видов товаров, которые требуют особых условий хранения, Концепция определяет необходимость дополнительной проработки таможенных технологий;

• таможенное оформление и таможенный контроль товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, должны производиться с учетом видов транспорта, которым перемещаются товары;

• таможенные органы, расположенные в непосредственной близости от аэропортов, открытых для международного сообщения, фактически находятся в приграничных субъектах;

• железнодорожный транспорт структурно и технологически гораздо сложнее других видов транспорта, что предполагает значительно более сложный комплекс мероприятий при внесении изменений в транспортно-логистическую инфраструктуру, в связи с чем перевод таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом, в места, приближенные к государственной границе Российской Федерации, будет осуществлен в долгосрочной перспективе (до 2020 г.).

Такой путь решения проблем, стоящих перед Россией, в полной мере соотносится с планированием (в масштабах страны) реализации системы высокотехнологичных проектов по развитию транспортных магистралей, автомобильных дорог и транспортных узлов (кластеров — мультимодальных центров), обеспечивающих основные межрегиональные связи. При этом первостепенной задачей в настоящее время является подготовка и реализация проектов, направленных на развитие таких международных транспортных коридоров, как «Восток—Запад», «Север—Юг», «Трансполярные авиатрассы», «Северный морской путь», коридора «Тюмень—Екатеринбург—Санкт-Петербург». В целом организационно-функциональные изменения в системе таможенных органов в ближайшей перспективе будут связаны в первую очередь с:

• ликвидацией таможенных органов, в которых в соответствии с Концепцией не предполагается таможенное оформление товаров, и перераспределением штатной численности, высвобождающейся при их реорганизации;

• оптимизацией количества, структуры и штатной численности таможенных органов в субъектах Российской Федерации, на территории которых отсутствуют сухопутные и морские пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации,

• созданием новых экспертно-криминалистических подразделений ЦЭКТУ в Московском, Северо-Западном и Дальневосточном регионах.

Таким образом, в период с 2003 г. по настоящее время модель институционализации системы таможенных органов характеризуется следующими специфическими свойствами:

• значимыми на всем периоде эволюции системы таможенных органов являются политико-правовые ситуационные факторы;

• источником изменений является государство;

• таможенные органы представляют собой сложную, динамическую, неоднородную систему, в которой экономические, социальные, организационные и другие показатели ее состояния связаны друг с другом;

• рациональное сочетание централизованного и децентрализованного управления;

• внешняя среда изменчива, нестабильна и относительно неопределенна;

• преобладают механизмы адаптации механизмы рыночных отношений и методы менеджмента.

Характерными чертами института таможенного дела, реализующего такую модель, становятся:

• децентрализация — на смену бюрократической зависимости и иерархической подчиненности приходит принцип ответственности за выполнение функций;

• использование механизмов рыночных отношений (тендер, рентабельность, маркетинг, реклама и т. д.) и методов менеджмента (тотальное управление качеством, метод лучших показателей, проектное управление, стратегическое управление и др.), используемых в частных компаниях;

• открытость системы таможенных органов.

В рассматриваемый период проведена активная работа по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере таможенного дела и приведению ее в соответствие с требованиями мировых стандартов, это создает благоприятные условия для осуществления внешнеторговой деятельности, упрощает, облегчает и ускоряет процесс таможенного оформления товаров, что. в свою очередь, влечет снижение трансакционных издержек участников ВЭД.

ГЛАВА 7. БАЗОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО УПРАВЛЕНИЮ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА ЭВОЛЮЦИИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИИ

7.1. ЦЕЛОСТНО-ЭВОЛЮЦИОННЫЙ подход К УПРАВЛЕНИЮ ТАМОЖЕННЫМ ДЕЛОМ РОССИИ

Таможенное дело как специфический государственный институт существует в определенной институциональной среде и находится в стадии непрерывных институциональных преобразований.

Современные отечественные и зарубежные исследователи по-разному определяют понятие «институт». Для целей нашего изложения введем следующие определения данного понятия:

<<   [1] ... [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] ...  [136]  >> 


Контактная информация: e-mail: [email protected]   
Все о таможне