ИСТОРИЯ
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

В.Г. Свинухов. «Таможенное дело»

Список рекомендуемой литературы
Сведения об авторе

Введение

Образование Российской Федерации как независимого государства существенно изменило подход к регулированию внешнеэкономической деятельности (ВЭД). За последние годы Россия присоединилась к ряду международных Договоров по вопросам регулирования ВЭД, в результате чего отменены административные ограничения выхода российских предприятий на внешний рынок, за исключением случаев угрозы национальной безопасности.

Началось потенциальное сокращение числа квотируемых и лицензируемых экспортных товаров, осуществляется переход к тарифным методам регулирования экспорта, введен в действие механизм конкурсной продажи импортных квот. Приняты меры по упорядочению экспорта стратегически важных сырьевых товаров, установлению таможенных границ, созданию инструментов сертификации и контроля за качеством импортной продукции, по разработке информационной системы обслуживания ВЭД. Самым значительным шагом следует считать принятие Таможенного кодекса и федеральных законов от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЭ «О валютном регулировании и валютном контроле», от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе», от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров».

В законодательных и других нормативных актах Российской Федерации определены роль и место таможенных органов в системе регулирования внешнеэкономической деятельности, в том числе внешнеторговой деятельности, сформулированы их функции и задачи, установлены основные принципы, методы и средства их выполнения, порядок деятельности.

Для реализации функций, возложенных на таможенные органы, необходимо осуществление таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу участниками ВЭД.

2004-й год пошел в историю таможенной службы Российской Федерации как год работы по новому Таможенному кодексу РФ (далее — ТК РФ) в условиях преобразования Государственного таможенного комитета РФ в Федеральную таможенную службу России в рамках административной реформы и реорганизации структуры и системы федеральных органов исполнительной власти.

Сформирована практически новая правовая база таможенного дела, соответствующая общепризнанным мировым стандартам, предусматривающая прямое регулирование правоотношений в области таможенного дела на основе норм ТК РФ и в комплексе норм прямого действия. В целях совершенствования деятельности таможенных органов Российской Федерации проделана большая работа по подготовке нормативной правовой базы на основании ТК РФ, практики и опыта применения международного законодательства.

Реализована система организации таможенного оформления и таможенного контроля, которая основывается на таких принципиально новых положениях, как использование системы управления рисками, электронного декларирования, применение предварительного декларирования товаров и транспортных средств, минимизация таможенных формальностей в приграничных таможенных органах, смещение концентрации контрольно-ревизионных действий с основного таможенного оформления на последующие (после выпуска) этапы.

Осуществлен комплекс мер по таможенно-тарифному регулированию, проведена работа в области классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (далее — ТН ВЭД России). Совершенствуется методика и практика применения таможенно-тарифного регулирования, произведена корректировка размеров ставок ввозных таможенных пошлин. Отменен ряд ставок вывозных таможенных пошлин, что способствовало развитию отечественного производства и увеличению конкурентоспособности российских товаров.

Для удобства изучения комплекса норм, регулирующих порядок и правила перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, применяется понятие «таможенное дело».

Таможенный кодекс РФ дает следующее определение таможенному делу: «Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу».

Таким образом, таможенное дело определяется как таможенное оформление и контроль товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, а также таможенно-тарифное и нетарифное регулирование ВЭД.

Успешное функционирование системы регулирования ВЭД предполагает наличие высококвалифицированных специалистов с глубоким знанием экономических и правовых основ таможенного дела.

Глава 1. Организация таможенного дела в России и за рубежом

1. Международная деятельность в области таможенного дела

Межправительственная организация — Совет таможенного сотрудничества (Custom Cooperation Council — СТС) — играет наиболее важную роль в работе по многостороннему регулированию таможенно-тарифной практики и, по существу, является координационным и методическим центром в области таможенного контроля.

СТС был учрежден в 1950 г. в качестве постоянно действующего самостоятельного международного органа. Конвенция об учреждении СТС вступила в силу в конце 1952 г., а с 1953 г. СТС непосредственно осуществляет работу по гармонизации и унификации таможенных систем, улучшению техники таможенного дела и таможенного законодательства. В то время в составе СТС насчитывалось 17 стран-членов. В 1961 г. их число возросло до 29, в 1971 г. — до 66, в 1981 г. — до 93, в 1987 г. уже 103 страны участвовали в работе СТС (среди них — Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия). С октября 1994 г. СТС переименован во Всемирную таможенную организацию (ВТО).

Основным направлением деятельности СТС (ВТО) является создание единой унифицированной номенклатуры для классификации товаров в таможенных тарифах, позволяющей не только сопоставлять уровень таможенного обложения и размеры взаимных уступок, но и единообразно толковать ограничения и льготы в отношении отдельных товаров, обращающихся в мировой торговле.

<<   [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] ...  [94]  >> 


Контактная информация: e-mail: [email protected]   
Все о таможне