ИСТОРИЯ
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

В.В. Макрусев, В.А. Черных. «Управление таможенным делом»

Управленческая деятельность очень специфична по своему предмету Она, по определению, предполагает воздействие на других людей в целях организации их совместной деятельности. Поэтому ее предметом выступают специфические объекты, каковыми являются люди, личности (субъекты).

Управленческая деятельность очень специфична и по своему процессу. Ее суть — организация деятельности других людей. По своему содержанию управленческая деятельность представляет собой реализацию определенных универсальных управленческих функций (планирования, прогнозирования, мотивирования, принятия решения, контроля и др.).

Целью управленческой деятельности является обеспечение эффективного функционирования определенной организационной системы. Последняя принадлежит к особому типу систем — социотехническим. Поэтому труд руководителя включает два основных аспекта — связанный с обеспечением технологического процесса и связанный с организацией межличностных взаимодействий. Первый аспект обозначается понятием инструментального контура управления, а второй — понятием экспрессивного контура.

Управленческая деятельность специфична и по организационному статусу ее субъекта — руководителя. Руководитель, по определению, одновременно является членом организации и стоит как бы вне ее (над ней) в силу своего иерархически более высокого положения. Это порождает множество трудностей практического характера. Многочисленные исследования показывают, что эффективность деятельности организации тем выше, чем в большей мере руководитель является не только формальным, но и неформальным лидером. Но одновременно и сохранение иерархического начала («соблюдения дистанции») также является действенным средством обеспечения эффективности деятельности организаций. Следовательно, еще одним признаком управленческой деятельности является сочетание двух основных принципов ее организации — иерархического (субординационного) и коллегиального (координационного), а также необходимость их оптимального согласования.

Наконец, управленческая деятельность достаточно специфична по ее типичным условиям. Они подразделяются на внешние и внутренние. К внешним условиям относятся, в первую очередь, жесткие временные ограничения, хроническая информационная неопределенность, наличие высокой ответственности за конечные результаты, нерегламентированность труда, постоянная нехватка ресурсов, частое возникновение так называемых экстремальных, стрессовых ситуаций. К внутренним условиям относятся, в частности, необходимость одновременного выполнения многих действий и решения многих задач; противоречивость нормативных предписаний, их неопределенность, а часто и отсутствие; несформулированность в четком и явном виде оценочных критериев эффективности деятельности, а иногда их отсутствие; множественная подчиненность руководителя различным вышестоящим инстанциям и обусловленная этим противоречивость требований с их стороны: практически полная неалгоритмизованность деятельности и др.

Все характеристики и признаки управленческой деятельности образуют в своей совокупности и во взаимосвязи друг с другом определенный симптомокомплекс особенностей, присущих ей как особому типу профессиональной деятельности и отличающих ее от других типов. Данный симптомокомплекс особенностей может, однако, проявляться с разной степенью выраженности. Ключевым параметром, определяющим различия, является иерархический уровень руководителя. Чем он выше, тем выраженнее все указанные признаки, и наоборот. Различают три уровня управления низовой (оперативный), средний и высший.

Управленческий персонал прежде всего должен иметь три основных типа навыков технические, межличностного общения и концептуальные. Исследователь также обнаружил, что относительная значимость этих навыков варьируется в зависимости от уровня, занимаемого менеджером в организации, что наглядно изображено на рис. 17.1.

Рис. 17.1. Навыки, необходимые руководителю на различных уровнях управления

17.2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В настоящее время доказано, что профессиональную компетентность можно существенно повысить за счет ее психологической составляющей.

Достоянием отечественной психологической науки является разработанный в ней деятельностный подход к изучению психических явлений. Он открыл возможности для содержательного анализа всех видов человеческой деятельности, изучения их общего строения и структурных элементов.

Согласно данному подходу, становление и развитие человека происходит в сложном мире, состоящем из ряда подсистем (семья, различные социальные группы, общество и т. д.), имеющих дополняющие или исключающие друг друга пели. Являясь особым активным элементом системы и обладая самосознанием, позволяющим ориентироваться в подсистемах с различными целевыми установками, личность сама способна вместить в себя систему («человек в мире» и «мир в человеке») и при определенных обстоятельствах привести к ее изменению. В качестве системообразующего основания, обеспечивающего приобщение человека к тем многочисленным подсистемам, в которых происходит его становление и развитие, выступает целенаправленная совместная деятельность. Развитие и функционирование человека в процессе деятельности является исходным пунктом исследований в русле конкретно-научной методологии деятельностного подхода в психологии.

Деятельностный подход может быть реализован в двух стратегических направлениях: в русле одного из них деятельность выступает как предмет исследования, в русле другого — как объяснительный принцип (например, применительно к анализу психических процессов, сознания, личности).

<<   [1] ... [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] ...  [136]  >> 


Контактная информация: e-mail: [email protected]   
Все о таможне