ИСТОРИЯ
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

В.В. Макрусев, В.А. Черных. «Управление таможенным делом»

• Каковы источники риска (внешние или внутренние)?

В свете сказанного рассмотрим риски в деятельности системы таможенных органов, начиная с верхнего уровня иерархии.

Формально на самом высоком уровне система таможенных органов России представляется как «Федеральная таможенная служба России». Рассматривая ФТС России в качестве объекта управления, субъектом управления является Правительство России. Основные функции в такой системе определяются государственной политикой в области таможенного дела. В соответствии со ст. 403 Таможенного кодекса Российской Федерации этих функций — одиннадцать. Совершенствование государственной политики в сфере таможенного дела предполагается проводить по следующим направлениям'

• таможенное регулирование;

• эффективная реализация фискальных функций;

• таможенная инфраструктура;

• информационно-техническое обеспечение;

• правоохранительная и антикоррупционная деятельность;

• международное сотрудничество;

• институциональное развитие,

• укрепление кадрового потенциала;

• развитие социальной сферы.

Эти направления можно принять за исходные для введения классификационных признаков таможенных рисков. Безусловно, каждое из этих направлений следует рассматривать как проблемное, включающее в себя очень большой перечень задач, решение которых возлагается, в том числе и главным образом, на таможенные органы нижнего уровня в соответствии с их компетенциями. Реализация этих направлений на уровне ФТС относится к области стратегического управления. Наиболее значимыми рисками здесь являются экономические, финансовые и законодательные.

Экономические риски. Они обусловлены возможностью ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, замедлением темпов роста инвестиционной активности, спадом промышленности и другими негативными явлениями, приведут к снижению объемов внешнеторгового оборота и, как следствие, к большим потерям в бюджете страны. До конпа неясны и последствия вступления России во Всемирную торговую организацию, поскольку это существенно изменит ситуацию на внутренних и внешних рынках. Это же можно сказать и в отношении образования Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана.

Финансовые риски. Такие риски обусловлены возможностью уменьшения объемов бюджетного финансирования, что может стать первопричиной снижения эффективности реализации нынешней Стратегии Федеральной таможенной службы.

Законодательные риски В условиях присоединения к Всемирной торговой организации и интеграции российской экономики в международное экономическое пространство существенно изменятся гpaницы правового пространства деятельности таможенных органов. Это касается, прежде всего, тарифных и нетарифных ограничений, валютного регулирования, административного, уголовного и уголовно-процессуального законодательства

В рассматриваемой точке рискового пространства (уровень ФТС, стратегическое управление) в большей степени проявляются внешние риски. Вероятностная составляющая внешних рисков невелика, но зато весьма «тяжеловесна» составляющая потерь. Можно предположить, что эти риски имеют распределение редких событий (закон Пуассона), Роль внутренних рисков также существенна. К источникам этих рисков можно отнести ошибки в таможенно-тарифной политике, структурно-функциональные и кадровые изменения, несовершенства в социальной сфере и др. Однако прогнозирование этих рисков — весьма грудная задача, а время принятия и исполнения управленческого решения (revolve time) может исчисляться годами

При переходе к анализу и оценке рисков на 2-м уровне управления — уровне региональных таможенных управлений — видно, что характер рисков несколько меняется. Здесь во все большей мере решаются задачи оперативного управления. Существенное значение при оценке рисков приобретает товарно-географический фактор. Так, например, для Южного таможенного управления — это контрабанда наркотиков и оружия, для Дальневосточного — контрабанда морепродуктов, для Восточно-Сибирского — проблемы вывоза леса — кругляка.

Прогнозировать эти рисковые ситуации легче, нежели ситуации, относящиеся к стратегическому управлению. Здесь влияние внешних и внутренних источников рисков, очевидно, находится в определенном балансе. В самом деле, что сильнее влияет на составляющую потерь для бюджета и безопасности России в целом — грубые и сознательные нарушения правил международной торговли со стороны дальневосточных соседей или отсутствие должной профессиональной подготовки, а порой продажность и бесчестие чиновников различных властных структур (в том числе и таможенных органов)? Борьба с коррупцией, конечно, — это не только проблема таможенных органов, а проблема общегосударственного масштаба.

Третий и четвертый уровни управления таможенных органов (таможни и таможенные посгы) можно объединить, поскольку на этих уровнях решаются практически одинаковые задачи тактического характера. Риски в данной сфере деятельности наиболее изучены. Дело в том, что на этом уровне решается центральная задача таможенных органов — таможенное оформление товаров и транспортных средств, пересекающих таможенную границу России. Здесь в равной степени присутствуют внешние и внутренние риски. Пожалуй, эта область в рисковом пространстве является самой актуальной в управлении таможенными органами. Об этом свидетельствует достаточно представительный перечень официальных документов и научных разработок.

Управление рисками (этап 1, рис. 16.6) начинается с определения объектов анализа, области рисков, индикаторов рисков. Методология этого этапа на протяжении лет продолжает совершенствоваться. Об этом свидетельствует хронология официальных документов. Все множество объектов (а это — товары и внешнеэкономические операции) делится на 7 групп (табл. 16.4).

<<   [1] ... [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] ...  [136]  >> 


Контактная информация: e-mail: info@tkod.ru   


Rambler's Top100Rambler's Top100 Яндекс цитирования Все о таможне