ИСТОРИЯ
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

В.В. Макрусев, В.А. Черных. «Управление таможенным делом»

Без точной и объективной измерительной информации невозможно обеспечить эффективность работы таможенных органов и высокое качество таможенных услуг. В соответствии с требованиями к метрологическому обеспечению на уровне ФТС России должны решаться вопросы, входящие в компетенцию ведомственной метрологической службы:

• установление рациональной номенклатуры измеряемых параметров и оптимальных норм измерений при таможенном контроле объектов внешней торговли;

• обеспечение единства и требуемой точности измерений при реализации процедур таможенного контроля объектов внешней торговли;

• создание и внедрение современных методик выполнения измерений, связанных с процедурами таможенного контроля объектов внешней торговли, установление рациональной номенклатуры применяемых средств измерений и поверочной аппаратуры;

• организация ведомственного метрологического контроля, поверки, ремонта, калибровки и метрологической аттестации средств измерений,

• организация метрологической экспертизы таможенных органов и объектов таможенной инфраструктуры, приобретаемых тех-нических средств таможенного контроля, а также технологических схем таможенного контроля;

• подготовка и повышение квалификации кадров в области метрологии.

Разрабатывая или пересматривая таможенные технологические схемы, руководство таможенного органа должно обратить внимание на квалиметрию таможенных процедур. Это предполагает выполнение измерений с применением специализированных ТСТК (технических средств таможенного контроля) или универсальных средств измерений.

Центральным элементом метрологического обеспечения на уровне таможенного органа является периодическая поверка средств измерений, т. е. определение погрешностей и установление пригодности средств измерений к применению. Если эта работа не может быть выполнена собственными силами, то поверка средств измерений должна осуществляться на договорной основе со специализированными метрологическими службами.

Управление контрольными и измерительными приборами должно найти отражение в соответствующих документированных процедурах или стандартах таможенного органа.

При совершенствовании системы управ тения таможенным органом в соответствии с требованиями МС ИСО серии 9000 должна быть предусмотрена подсистема метрологического обеспечения. Состав стандартов организации, входящих в эту подсистему, определяется уровнем развития метрологического обеспечения таможенного органа и разработанностью вопросов метрологического обеспечения в отраслевых документах.

ГЛАВА 16. РИСКИ В УПРАВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ТАМОЖЕННОГО ОРГАНА

16.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ С УЧЕТОМ РИСКОВ

Начало управлению деятельностью таможенных органов с учетом рисков было положено в 1999 г., когда был принят план-график мероприятий ГТК России по снижению рисков при таможенном контроле (Приказ ГТК от 09.12.1999 г. № 857). Необходимость реализации такого подхода в практике управления обусловливалась рядом обстоятельств объективного характера, среди которых надо отметить:

• создание и развитие системы таможенных органов России в новых политико-экономических и географических условиях;

• переход к открытой рыночной экономике, отказ от государственной монополии на внешнюю торговлю и, как следствие, резкий рост внешнеторгового оборота;

• курс России на вступление в ВТО/ГАТТ;

• отсутствие опыта предпринимательства у большинства участников ВЭД;

• постоянная эволюция структурной и кадровой составляющих системы таможенных органов.

Реальным воплощением такого подхода в управлении таможенными органами является ныне созданная система управления рисками в таможенной службе Российской Федерации (СУР ТС РФ). Ее создание юридически закреплено в ст. 358 Таможенного кодекса Российской Федерации. Пункты 1 и 2 этой статьи гласят:

1. При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и, как правило, ограничиваются теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.

2. При выборе форм таможенного контроля используется система управления рисками. При этом под риском понимается вероятность несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.

Здесь обращает на себя тог факт, что:

• главным ядром деятельности таможенных органов является таможенное оформление и контроль товаров и транспортных средств, пересекающих таможенную границу России;

• организация таможенного оформления и контроля на принципах выборочности является признанием объективности и неизбежности существования рисков в этой области деятельности.

Однако понятие «риски в управлении деятельностью таможенных органов» более широкое, чем понятие «риски при таможенном оформлении и таможенном контроле товаров и транспортных средств».

Понимание сути управления сложными объектами на основе концепции риска невозможно без акцентирования внимания на ряде исходных понятий, относящихся как к предметной области изучения, так и к теории сложных систем, управления и риска.

Понятие «таможенные органы» отождествляется с понятием сложной иерархической системы, элементы которой находятся в отношениях строгой соподчиненности. Исследование вопросов управления подобными системами возможно лишь при использовании методов теории управления сложными системами, системного анализа, исследования операций и других научных дисциплин. В рамках этих теорий все большее значение приобретают в некотором роде специфические подходы к управлению сложными системами, например такие, как «Управление качеством», «Управление персоналом» и «Управление рисками».

<<   [1] ... [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] ...  [136]  >> 


Контактная информация: e-mail: [email protected]   
Все о таможне