ИСТОРИЯ
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

В.В. Макрусев, В.А. Черных. «Управление таможенным делом»

Изучая риски в деятельности таможенного органа, в качестве элементарного объекта управления будем рассматривать деятельность должностного лица любого отдела таможенного поста или таможни. Отметим при этом, что невозможно в полном объеме формализовать его функции (действия) и, как следствие, принимать строго выверенные управленческие решения. Именно это обстоятельство объективно подтверждает существование риска в деятельности любого должностного лица. Особая нагрузка при этом выпадает на должностных лиц (инспекторов таможенного поста, группы досмотра и др.), уполномоченных принимать ответственные решения, ошибки которых могут вести к серьезным потерям для государства.

Для выяснения связи риска и управления при функционировании любого объекта следует иметь в виду, что этот объект должен трактоваться нами как простейшая система управления. Один из вариантов принципиальной схемы управления, отражающей условия возникновения фактора риска, показан на рис. 16.1. В ней традиционно выделяют следующие элементы:

• две подсистемы: управляющую (субъект управления или наблюдатель) и управляемую (объект управления);

• каналы связи;

• суммирующий элемент;

• окружающую среду.

Рис. 16.1. Принципиальная схема управления, отражающая условия возникновения фактора риска — возмущений ξ (внешних и внутренних)

Процесс выбора доминирующих решений из множества допустимых называется выбором решений по Парето. Полученное подмножество доминирующих решений называется «паретовскими» решениями. Для нашего примера это решения В, Е и Н.

Далее стоит вопрос: какое же решение лучше из решений В. Е и Н? Здесь все уже зависит от лица, принимающею решение (ЛПР). Если ЛПР склонен к риску, то он выберет проект Н, который обеспечивает ему наибольшую среднюю прибыль. Более осторожный руководитель выберет проект В (средняя прибыль у него меньше, однако риск (о) — тоже меньше). Другим способом выбора лучшего варианта на этой стадии принятия решения может быть оценка коэффициентов вариации решений В. Е и Н (по формуле (12)): наилучшим будет то решение, у которою этот показатель окажется меньше.

Рис. 16.5. Выбор управленческих решений по Парето

Рассмотрим наиболее характерные определения понятия «управление рисками». На сегодняшний день нет единого определения понятия «управление рисками». Здесь, на наш взгляд, две причины. Во-первых, сама наука «управление рисками» (некоторые авторы называют ее «рискологией») пока еще не сформировалась. Во-вторых, сказывается предметно-ориентированный фактор, когда специалисты из различных областей деятельности дают собственные определения этому понятию.

Наиболее удачными определениями, на наш взгляд, являются следующие:

• управление рисками (УР) — процесс принятия решений, которые минимизируют неблагоприятное влияние на организацию или лицо убытков, вызванных случайными событиями [2];

• управление рисками — совокупность методов, приемов и мероприятий, позволяющих в определенной степени прогнозировать наступление рисковых событий и принимать меры к исключению или снижению отрицательных последствий наступления таких событий;

• управление рисками — систематическая работа по разработке и практической реализации мер по предотвращению и минимизации рисков, оценке эффективности их применения, а также контролю за применением таможенных процедур и таможенных операций, предусматривающая непрерывное обновление, анализ и пересмотр имеющейся у таможенных органов информации

Здесь важно подчеркнуть, что управление рисками — это непрерывный процесс, являющийся частью общего процесса управления системой (организацией, предприятием, фирмой и т. д.). Очевидно, что эффективность такого процесса может быть обеспечена созданием системы управления рисками, включающей в себя компоненты методического, информационного, технического, программного, кадрового и другого обеспечения.

Основная цель управления рисками (риск-менеджмента) заключается в обеспечении максимальной эффективности управления хозяйственной организацией в целом. Эту эффективность можно определить по формуле,

ЭУР = СВ / З, (16)

где ЭУР — эффективность управления рисками; СВ — совокупная выгода, полученная в результате управления рисками: 3 — затраты, понесенные в результате осуществление мероприятий по управлению рисками.

Для таможенных органов эту формулу можно применить, если величины СВ и З будут представлены в одних единицах.

Процесс принятия управленческого решения в условиях риска иллюстрируется блок-схемой, приведенной на рис. 16.6. Как видно из схемы, процесс управления объектом через риски состоит из пяти основных этапов.

Представленная схема носит универсальный характер и применима к любой производственной системе (организации) вообще и к таможенным органам в частности. Здесь следует иметь в виду, что этапы принятия управленческого решения условны: каждый из них может быть дифференцирован на несколько других, которые, в свою очередь, могут образовывать различные группы, подгруппы и т. д., в целом образуя некоторую другую структуру, отличную от исходной.

Рассмотрим содержание каждого из этапов подробнее.

Этап 1. Анализ проблемы, выявление и опенка рисков. На этом этапе изучаемся проблема, возникающая в процессе деятельности должностного лица таможенного органа, таможенного поста, отдела таможни, таможни. отдела РТУ. РТУ, Управления ЦА ФТС России или ФТС России в целом — системы управления. Составляется содержательное описание деятельности со сбором различного рода данных (табличных, графических, статистических и т. д.), формулируются цели и задачи. Составляется перечень важнейших задач (функций) — целенаправленных действий и сопутствующих им нежелательных событий — рисков с их идентификацией и, по возможности, сбором информации по всем составляющим структуры каждого из них — (P, V). Из основных функций, составляющих триаду управления (планирование, организация, регулирование), на этом этапе более всего реализуется функция планирования.

<<   [1] ... [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] ...  [136]  >> 


Контактная информация: e-mail: [email protected]   
Все о таможне