ИСТОРИЯ
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

В.В. Макрусев, В.А. Черных. «Управление таможенным делом»

Рис. 16.6. Схема принятия управленческого решения в условиях риска

Этап 2. Сравнение и выбор методов управления рисками Этот этап предполагает построение различного рода математических моделей целенаправленных действий. Эти модели должны быть отражением действующих экономических законов, законов сохранения и положений различных теорий (вероятностей, полезности, принятия решений, игр и др.). В практике деятельности таможенных органов основным источником получения таких моделей являются временные ряды различных показателей. Такими показателями могут быть объемы импорта и экспорта, количество оформленных ГТД, количество нарушений таможенных правил, суммы таможенных платежей, переводимых на счет федерального бюджета и др. Следует ожидать, что многие из этих рядов данных будут иметь типичные законы распределения (нормальный, равномерный, показательный и др.).

На этом этапе возможно применение различных методов анализа рисков (экономико-математических, математического программировании, исследования операции и др.). Значительное место среди них занимают методы теории систем массового обслуживания (СМО), позволяющие решать разнообразные задачи, связанные с обслуживанием различного рода потоков заявок. Этап завершается получением оценок рисков при различных методах его анализа. Этот этап можно назвать этапом количественного анализа рисков. Из основных функций, составляющих триаду управления, на этом этапе более всего реализуется функция организации

Этап 3. Принятие решений Это самый ответственный этап, на котором ЛПР выбирает одно из возможных решений, теоретическое обоснование которых получено на предыдущем этапе. Например, для инспектора таможенного поста набор этих решений ограничен десятью формами таможенного контроля (ст. 366 ТК РФ).

Наиболее известными методами управления рисками в экономике считаются:

• уклонение (отказ) от риска;

• снижение риска;

• «передача» риска;

• принятие риска.

Очевидно, что такой метод, как уклонение (или отказ) от риска, для должностного лица пли таможенного органа любого ранга невозможен в силу их природы существования: таможенный орган — контролирующий орган, наделенный исключительными полномочиями в принятии решений. Методы снижения, передачи и принятия риска присутствуют всегда и, как правило, вместе. Например, при таможенном оформлении и контроле товаров и транспортных средств между этими методами почти не существует четких границ. Конечно, инспектор таможенного поста при принятии решения руководствуется профилями рисков [5]. В этом случае инспектор для снижения риска использует эффективный аппарат системы управления рисками. Но большая часть ситуаций, по которым надо принимать решения, не описывается этими профилями. Здесь инспектор либо принимает риск на себя (принятие риска), либо обращается к помощи отделов таможни по различным направлениям анализа риска (например, отдел контроля таможенной стоимости, отдел валютного контроля и т. д.). Последний вариант управления являет собой метод распределения (диверсификации) риска. Из основных функций, составляющих триаду управления, на этом этапе более всего реализуется функция регулирования.

Этап 4. Исполнение выбранного решения На этом этапе решение, принятое субъектом управления, должно быть быстро и четко исполнено объектом управления. Время реализации этого этапа — одно из слагаемых «revolve time». Ранее отмечалось: чем меньше это время, тем выше качество управления Замечено, что при таможенном оформлении задержка одной товарной партии на одни сутки влечет потери для государства в несколько миллионов рублей. На этом этапе основными источниками риска являются несовершенство инфраструктуры таможенного органа, средств технического контроля (например, отсутствие или недостаток ИДК), низкая квалификация и недисциплинированность персонала. Из основных функций, составляющих триаду управления, на этом этапе более всего реализуется функция регулирования.

Этап 5. Контроль результатов (мониторинг). Процесс управления рисками предполагает непрерывное отслеживание результатов принятых решений и выработку корректирующих решений. Здесь существенное значение имеет фактор времени. Информация от реализации принятых решений должна быть немедленно принята к сведению соответствующими службами по управлению рисками и по каналам обратной связи передана на соответствующие этапы схемы управления. Именно наличие такой обратной связи делает управление эффективным.

16.4. УПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ С УЧЕТОМ РИСКОВ

Как показывает опыт разработки системы управления рисками, управление деятельностью таможенных органов в условиях риска основывается, главным образом, на опыте, интуиции и соображениях «здравою смысла» руководителей.

Условно все рисковое пространство при управлении таможенными органами можно ограничить следующими координатами:

• структурно-функциональная координата, отражающая четырехуровневую организацию системы таможенных органов;

• координата, учитывающая вид управления (стратегическое, оперативное, тактическое);

• координата, отражающая среду происхождения риска (внешняя. внутренняя).

Очевидно, что каждая точка в этом пространстве — это риск реализации той или иной функции каким-либо элементом системы таможенных органов. Положение каждой точки в этом пространстве отвечает на следующие вопросы:

• Работа какого элемента системы таможенных органов рассматривается и какая при этом реализуется функция (задача)?

• К какому виду управления относится эта функция (стратегическому. тактическому или оперативному)?

<<   [1] ... [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] ...  [136]  >> 


Контактная информация: e-mail: [email protected]   
Все о таможне