ИСТОРИЯ
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

В.В. Макрусев, В.А. Черных. «Управление таможенным делом»

В широком смысле под «безопасностью» понимают состояние защищенности жизненно важных интересов государства, которые состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Таможенные органы включены в состав сил безопасности и призваны в пределах своей компетенции на основе действующего законодательства обеспечить защиту безопасности государства.

Деятельность в сфере национальной безопасности таможенных органов вытекает из общих задач таможни:

• таможенная охрана государственной и таможенной границы страны;

• выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов;

• получение упреждающей оперативной информации об обстановке в зоне таможенной деятельности для принятия правильных решений с целью защиты экономических интересов Российской Федерации;

• сбор информации о событиях или действиях, создающих угрозу экономической или экологической безопасности РФ:

• участие в совместных оперативно-розыскных мероприятиях, проводимых компетентными органами в интересах обеспечения экономической безопасности Российской Федерации;

• оказание помощи международным таможенным организациям в борьбе с контрабандными операциями и по другим вопросам, предусмотренный международными договорами РФ;

• выявление, предупреждение и пресечение фактов коррупции и других должностных преступлений, совершаемых сотрудниками таможенных органов.

Экономическая цель государственною управления таможенным делом проявляется в том, что таможенные органы также призваны обеспечить защиту экономического суверенитета и экономической безопасности РФ. экономических прав и законных интересов граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов.

Такие задачи таможенные органы обеспечивают комплексом взаимосвязанных и взаимодополняющих средств, которые можно условно разделить на две группы.

1. Средства, применяемые в рамках правоохранительной деятельности. В данном случае таможенные органы используют правовое принуждение, санкции, меры защиты в соответствии с действующим законодательством, пользуясь властными полномочиями, позволяющими пресекать попытки нарушения законности

2 Средства и методы экономического регулирования внешнеторговых отношений. К ним относятся: тарифное регулирование (таможенные платежи, сборы, налоги — их взимание, методы определения таможенной стоимости, валютный контроль, методы определения страны происхождения товаров и др.) и нетарифное регулирование (запрещение ввоза или вывоза товаров, установление ограничений на ввоз и вывоз товаров: лицензии, квоты, сертификация и другие ограничения).

Социальная цель государственного управления таможенным делом состоит в обеспечении безопасности ввозимых товаров, которая является одной из центральных проблем из стратегически значимых для развития ВЭД РФ и государства в целом.

Высокая значимость такой функции государственных органов, как обеспечение безопасности ввозимых товаров, объясняется тем, что она активно влияет на развитие той или иной сферы жизнедеятельности. К тому же уровень обеспечения безопасности ввозимых товаров определяется уровнем развития потребительского рынка и системы контролирующих органов. Кроме того, государственное управление с помощью инновационных и инвестиционных ресурсов позволяет совершенствовать весь процесс развития национальной экономики, ускорять темп экономического развития и обеспечивать реализацию миссии государственных органов, в том числе и таможенных органов (рис. 3.2).

Для России роль таможенной службы на современном этапе государственного и социально-экономического существования возрастает. В условиях нестабильной экономической ситуации в стране, обострения межнациональных проблем, сложных процессов формирования Таможенного союза, деятельности международных преступных сообществ и отдельных лиц, направленной против политических, экономических и военных интересов России, таможенные органы Российской Федерации все активнее осуществляют деятельность по обеспечению защиты и безопасности Российской Федерации.

Рис. 3.2. Подходы в государственном управлении к развитию воспроизводственного цикла

3.2. СТРУКТУРА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМ ДЕЛОМ

Принципиальная важность организационных структур в любых системах управления определяется рядом факторов.

1. Стратегическая цель деятельности и тактика реализации мероприятий, направленных на достижение этой цели, должны быть подтверждены соответствующей организационной структурой.

2. Структура управления должна четко определять права и ответственность каждого элемента системы, любого органа иерархического уровня управления.

3. Оптимальность созданной структуры управления определяет эффективность деятельности всей системы в целом, ее выживание и дальнейшее развитие.

Структуру органов государственного управления таможенным делом России можно рассмотреть в двух аспектах: 1) как организационную структуру систему государственного управления таможенным делом в целом; 2) как внутреннюю структуру органа.

Согласно первой трактовке, организационная структура системы государственного управления таможенным делом в целом — это система государственной власти, ее ветвь в структуре разделения власти как единого, целого организационно-правового механизма государственной организации общества и ведения его дел (рис. 3.3).

<<   [1] ... [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] ...  [136]  >> 


Контактная информация: e-mail: [email protected]   
Все о таможне