ИСТОРИЯ
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

В.В. Макрусев, В.А. Черных. «Управление таможенным делом»

В случаях и порядке, предусмотренных международными договорами. составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, актами органов таможенного союза. Российская Федерация применяет отдельные меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения в одностороннем порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таможенное дело в Российской Федерации представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации,

Для обеспечения соблюдения запретов и ограничений и мер таможенно-тарифного регулирования федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации могут устанавливаться иные требования и процедуры, чем установлены таможенным законодательством Таможенного союза и настоящим Федеральным законом, и определяться уполномоченные органы, осуществляющие функции по контролю и надзору соблюдения установленных мер.

Закон определяет следующие основные вопросы организации таможенного дела и деятельности таможенных органов:

• содержание таможенного регулирования и таможенного дела в Российской Федерации;

• руководство таможенным делом в Российской Федерации, правовое регулирование отношений в области таможенного дела;

• систему таможенных органов, их функции и принципы деятельности Российской Федерации, обязанности, правомочия и ответственность таможенных орг анов, обеспечение деятельности таможенных органов, порядок взаимодействия таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела;

• основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;

• информационные системы и информационные технологии, методологию таможенной статистики;

• порядок классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза;

• порядок определения, заявления и контроля таможенной стоимости товаров, содержание и порядок уплаты таможенных платежей;

• содержание и порядок проведения таможенного контроля, таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации, таможенные операции, связанные с перемещением товаров под таможенную процедуру, таможенные процедуры.

Кроме того, Российская Федерация участвует в международном сотрудничестве в сфере таможенного дела в целях гармонизации и унификации законодательства Российской Федерации с нормами международного права и с общепринятой международной практикой.

Представленный системный взгляд на таможенное дело, структуризация такого понятия позволяют сделать следующие важные обобщения

Понятие «таможенное дело» представляет собой в определенном отношении собирательный термин, охватывающий весь спектр вопросов теории и практики таможенного строительства и деятельности таможенных органов в России. Этот термин определяет конкретное направление деятельности государства по успешному решению задач государственного управления экономикой России, прежде всего водном из основных ее секторов — в секторе внешней торговли.

По сути, в этом понятии содержится ответ на один из ключевых вопросов государственного строительства: что делать для достижения политических и социально-экономических целей в этом секторе или еще шире — в сфере внешнеэкономической деятельности. Поэтому это особая сфера интересов, особая форма деятельности государства, особый государственный институт.

В практическом отношении ответ на вопрос: «Что делать?» превращается в следующие два вопроса: как это делать и чем (какими инструментами) это делать. Поскольку наиболее явная форма воздействия государства на экономические процессы — это управление, а государственные институты — это институты управления, то из всего этого вытекают два важных следствия.

Процесс управленческого воздействия должен быть соотнесен с одной или несколькими функциями управления. В данном случае, как уже отмечалось, в качестве такой функции конституционно закреплена функция таможенного регулирования. Другими словами, таможенное дело в функционально-процедурном выражении напрямую соответствует одной из функций государственного управления — таможенному регулированию.

Правовую основу такого подхода развивает и детализирует Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Основные цели Федерального закона следующие.

• обеспечение выполнения Российской Федерацией международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества, решений органов Таможенного союза в сфере таможенного регулирования и таможенного дела;

• обеспечение экономической безопасности Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами;

• совершенствование государственного управления в сфере таможенного дела;

• обеспечение соблюдения прав и законных интересов лиц, осуществляющих деятельность, связанную с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, а также иных лиц. реализующих права владения, пользования и распоряжения товарами, ввезенными в Российскую Федерацию и вывозимыми из Российской Федерации;

• создание условий для развития внешнеэкономической деятельности, инфраструктуры в сфере таможенного дела.

В процессе таможенной деятельности функция регулирования реализуется в форме таможенного контроля. И в этой связи, учитывая известный исторический опыт, целесообразно рассматривать функции регулирования и контроля внешнеэкономической деятельности во взаимосвязи, как единое целое.

<<   [1] ... [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] ...  [136]  >> 


Контактная информация: e-mail: [email protected]   
Все о таможне