ИСТОРИЯ
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

В.В. Макрусев, В.А. Черных. «Управление таможенным делом»

Рис. 1.1. Таможенное регулирование в сфере ВЭД

к такому процессу, в противном случае тормозят его. Кроме того, они способны стать действенным инструментом зашиты национальной безопасности.

Современный таможенный регулятор формируется на следующих организационно-правовых уровнях: всемирном (международном), региональном (межгосударственном) и государственном.

На международном уровне проводится активная работа по унификации принципов и методов регулирования внешней торговли, по организации деятельности таможенных служб в рамках деятельности ведущих международных организаций, таких как ВТО/ГАТТ, ВТО/СТС, Мировой банк, Международный валютный фонд, Международная торговая палата. Конференция ООН по торговле и развитию.

Основное содержание их функционирования — своевременное предоставление эффективной помощи правительствам в их работе по осуществлению устойчивых стратегических и организационно-правовых форм внешнеторговой и таможенной политик. Среди главных направлений деятельности:

• содействие в разработке экономической политики, в Формировании организационно-правовых структур для поддержки макроэкономических целей правительств, в частности таможенных органов;

• разработка и финансирование программ модернизации и развития национальных экономик и таможенных структур, надзор за их реализацией;

• предоставление стратегических рекомендаций по системе сбора налогов и таможенных пошлин, предоставление помощи в подготовке законодательных актов и обучении юристов госорганов, в частности, по законодательству о валютном регулировании и налогово-бюджетной сфере;

• консультации по разработке и реализации реформ внешней торговли, оказание помогли в модернизации компьютерных систем, повышении квалификации для госслужащих.

Многие комплексные программы осуществляются с участием ООН, Мирового банка и Европейского союза. Важным условием эффективности этих программ является унификация принципов и методов таможенного регулирования ВЭД.

На региональном уровне таможенный регулятор создается в условиях формирования и взаимодействия различных экономических и таможенных союзов. Соглашения о свободной торговле и таможенные союзы получают ьсе более широкое распространение в мире. В рамках международной экономической системы страны стремя гея укрепить свое экономическое положение, заключая соглашения, способствующие свободному перемещению товаров и услуг между ними.

Наиболее значительными из региональных союзов являются: Европейский союз, или Евросоюз (ЕС), Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), Североамериканское соглашение о свободной торговле между США, Канадой и Мексикой (НАФТА), МЕРКОСУР — объединение таких стран, как Аргентина, Бразилия. Парагвай и Уругвай, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), АНЗЕРТА — объединение Австралии и Новой Зеландии.

Для всех видов интеграции характерно взаимодействие ограниченного числа субъектов и наличие определенных элементов «дискриминации» стран, не участвующих в механизмах интеграции. Соглашения о международной интеграции представляют собой контракты, ограни

чивающие возможности правительства определять торговую и таможенную политику в одностороннем порядке.

В целом деятельность международных и региональных торговых и таможенных организаций направлена на формирование общих принципов и технологий, определяющих торговую и таможенную политику государств, вовлеченных в мирохозяйственные отношения, создание общего информационно-коммуникационного пространства, обеспечивающего дальнейшее развитие мировой торговли в глобальном масштабе.

Естественно, что эти принципы выражают в основном интересы государств, занимающих лидирующее положение на мировом рынке. Региональные же объединения государств можно рассматривать как противовес этому давлению в торговой и таможенной политике. В рамках таких объединений более гонко учитываются ситуационные факторы, пренебрежение которыми может нанести серьезный ущерб региональным и национальным интересам. Взаимодействие международных, региональных, национальных структур и должно формировать необходимый баланс сил, обеспечивающих предсказуемость в сфере международной торговли и стабильность внешнеэкономических отношений, регулировать процессы международной интеграции.

1.2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ИНСТИТУТА ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

На современном этапе эволюции общемировых экономических процессов, глобальных изменений в сфере торговой и таможенной политики актуализируется комплекс взаимосвязанных проблем, требующих своего решения В составе проблем, наиболее значимых в практическом плане, следующие:

• проблема глобализации как проблема развивающегося дисбаланса в сфере международной торговли и внешнеэкономических отношений;

• проблема международной экономической интеграции как проблема выбора стратегии эффективного вхождения государства в мировое экономическое хозяйство и средств, обеспечивающих ее реализацию;

• проблема регулирования внешнеэкономической деятельности как проблема выбора инструментов и средств повышения эффективности внешнеэкономической деятельности государств в изменяющихся условиях конкуренции в сфере мировой экономики.

Другими словами, в условиях глобализации значительно усиливается роль проблемы сбалансированной интеграции общечеловеческих производительных ресурсов на всемирном, региональном и национальном уровнях (проблема международной экономической интеграции) и непосредственно связанная с ней проблема согласованного регулирования экономических процессов в мировом масштабе (проблема согласованного регулирования внешнеэкономической деятельности).

<<   [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] ...  [136]  >> 


Контактная информация: e-mail: [email protected]   
Все о таможне