ИСТОРИЯ
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

В.В. Макрусев, В.А. Черных. «Управление таможенным делом»

Для Российской Федерации одним из важнейших направлений международного сотрудничества является развитие взаимоотношений со странами — бывшими республиками СССР. Торгово-экономические отношения со странами СНГ имеют жизненно важное экономическое и геополитическое значение для России, обусловленное взаимосвязанностью и взаимодополняемостью их хозяйственных комплексов, едиными технологическими цепочками практически во всех перерабатывающих отраслях, важностью рынка стран СНГ.

В табл. 1.5 приведены основные интеграционные группировки с участием России на постсоветском пространстве. Анализируя приведенные данные, четко прослеживается неэффективность большинства интеграционных группировок, что обусловлено объективными причинами: различным уровнем экономического развития стран, низким взаимодействием экономик стран и множеством противоречий между ними (политических, правовых, экономических).

Несмотря на многообразие природных ресурсов, многочисленность населения, единую транспортную сеть, обитую инфраструктуру, общее историческое прошлое, культурные связи и возможность создать емкий рынок с набором производств с полным циклом на постсоветском пространстве за 19 лет не удалось создать интеграционные блоки, отвечающие общим и национальным интересам стран-участниц.

В свете неутешительных тенденций выделяется деятельность Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и работа с 01.01.2010 г. в его рамках Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России. Генеральный секретарь ЕврАзЭС Таир Мансуров подчеркнул, что именно ЕврАзЭС в настоящее время «реально определяет интеграционный вектор развития постсоветского пространства в XXI веке».

Таможенный союз Ресггублики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ТС), договор о создании которого подписан президентами трех стран 6 ноября 2007 г., формируется в рамках ЕврАзЭС и в соответствии с общепризнанными международными нормами: единой системой регулирования внешнеторговой деятельности, единым таможенным тарифом и единой таможенной территорией, составляемой из территории трех стран, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

Цели создания таможенного союза: обеспечение свободного перемещения товаров во взаимной торговле и благоприятных условий торговли таможенного союза с третьими странами, а также развитие экономической интеграции стран-участниц. Эксперты выделяют и такие цели: обеспечение социально-экономического прогресса путем устранения препятствий для свободного взаимодействия, создание условий для добросовестной конкуренции и товарообмена; формирование общего экономического пространства и выхода на внешний рынок.

Задачи Таможенного союза:

• снятие внутренних таможенных границ между странами-членами;

• перенос таможенного контроля на внешний периметр союза;

• устранение таможенных процедур во взаимной торговле товарами стран-членов;

• введение общей для стран-членов системы тарифного и нетарифною регулирования при торговле с третьими странами;

• создание обшей системы преференций;

• согласование форм и методов предоставления льгот участникам внешнеторговой деятельности;

• унификация форм и методов сбора внешнеторговой статистики.

Предпосылками создания Таможенного союза явились

• в условиях кризиса появилась необходимость гарантированного сбыта товаров каждой страны — члена ТС;

• геополитические и геоэкономические интересы стран — членов ТС;

• интерес Белоруссии в возможности свободного доступа своих товаров на российский рынок и получения нефти из России без пошлин;

• интерес Казахстана в возможности выхода на российский рынок, транспортировки грузов по российским дорогам и трубопроводам по внутрироссийским пенам:

• интерес России в сохранении Белоруссии и Казахстана в качестве традиционных и потенциально крупных рынков сбыта промышленной продукции, в том числе технически сложной, возможность создать рублевую зону и финансовый центр, независящий от доллара США;

• кооперационные связи в различных сферах и отраслях;

• единая энергетическая, транспортная и коммуникационная система;

• низкий уровень конкурентоспособности продукции стран — членов ТС и качества жизни;

• географическая близость и единый язык общения.

Таможенный союз формируется в три этапа.

1. Предварительный этап: до I января 2010 г — включает введение единого таможенно-тарифного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования внешней торговли с третьими странами.

2. Первый этап: до 1 июля 2010 г. — включает тестирование и введение механизма зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин и акцизов, введение в действие Таможенного кодекса Таможенного союза и перенос таможенного контроля на внешнюю границу Республики Беларусь и Российской Федерации, отмену таможенного оформления на границе с Казахстаном товаров, происходящих из трех стран-членов.

3. Второй этап: до 1 июля 2011 г. — включает перенос таможенного контроля на внешнюю границу Казахстана при сохранении пограничного контроля на российско-казахстанской границе.

В этой связи были приняты или готовятся к принятию нормативно-правовые документы, составляющие правовую основу интеграционного объединения трех стран (табл. 1.6).

В целом, система нормативного правового регулирования в Таможенном союзе выглядит следующим образом (рис. 1.3).

Следует отметить, что документы, принимаемые Комиссией Таможенного союза, не носят статуса закона, так как нет соответствующих полномочий по изданию властных или организационно-распорядительных документов такого уровня Все документы, которые сейчас принимаются, носят статус международных договоров и международных соглашений. Несмотря на то, что Таможенный кодекс называется кодексом и, соответственно, определяется как закон, на самом деле это международный договор, подлежащий в соответствии с действующим общим порядком ратификаиии и имплементации в действующее законодательство.

<<   [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] ...  [136]  >> 


Контактная информация: e-mail: [email protected]   
Все о таможне