ИСТОРИЯ
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

В.В. Макрусев, В.А. Черных. «Управление таможенным делом»

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ СИСТЕМЫ И ТАМОЖЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ

2.1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ

Развитие международной торговли конца XX — начала XXI в. происходит на фоне глобализации мирохозяйственных связей. Накопленный мировым сообществом опыт позволяет выделить ряд тенденций, появляющихся в современных международных экономических отношениях:

1. Усиление роли международной торговли и изменение ее объемов, что обусловлено:

• ростом мощи транснациональных корпораций (ТНК). К началу нового тысячелетия примерно одна треть мировой торговли приходится на глобальные производственные сети;

• становлением экспортноориентированных азиатских и латиноамериканских новых индустриальных стран (НИС), изменением географии международной торговли;

• развитием международной торгово-экономической интеграции посредством создания зон свободной торговли и таможенных союзов, что упрощает трансграничное обращение товаров внутри этих объединений;

• заинтересованностью крупнейших торговых держав в либерализации торговли, что упрощает проникновение их конкурентной продукции в другие страны.

2. Качественные изменения международной торговли, что обусловлено:

• углублением международного разделения труда, технологической и отраслевой специализацией;

• изменением в технологии, спросе и структуре экономики. Происходят углубление дифференциации товарных позиций, а также увеличение доли международных услуг. Только за последние годы мировой экспорт услуг вырос более чем на 25%;

• международным трансфертом прав интеллектуальной собственности;

• развитием интернет-коммерции, что принципиально ускоряет и удешевляет процесс, делая торговлю все более виртуальной.

Сложившаяся к настоящему времени модель взаимодействия России с глобальным мировым рынком не соответствует ни ее потенциальным конкурентным возможностям, ни долгосрочным экономическим интересам. В связи с этим принципиальное значение приобретает стремление ведущих операторов мирового рынка к созданию стабильного, функционирующего по известным всем правилам товарообмена между странами.

2.2. ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

Создание международной торговой организации вписывалось в общую концепцию послевоенной стабилизации мировой экономики. Наряду с Международным валютным фондом и Всемирным банком эта организация должка была способствовать формированию предсказуемой конкуренции на мировых рынках.

В 1946 г. под эгидой Экономического и Социального советов ООН начинается подготовка проекта устава МТО, принятого затем в 1948 г. организатора торговых переговоров. Основные решения в ВТО принимаются на основе консенсуса и голосование, как правило, не проводится. Это позволяет странам, находящимся в меньшинстве, влиять на принятие решений. Процедура голосования квалифицированным большинством используется редко, но если оно и осуществляется, то по принципу одна страна — один голос Все члены ВТО равны — действует безусловный принцип недискриминации.

Рис. 2.1. Организационная структура ВТО

Членом ВТО может стать любое суверенное государство или таможенная территория при согласовании со всеми членами ВТО условий своего присоединения.

Правовая основа ВТО (см. приложение 2.2), созданная по результатам Уругвайского раунда, включает Соглашение об учреждении ВТО, четыре приложения, Заявление и решения на уровне министров, Договоренность об обязательствах в области финансовых услуг.

Официально целями создания ВТО являлись обеспечение максимально возможной устойчивости и свободы конкуренции в международной торговле, которые должны способствовать оптимальному использованию ресурсов и повышению жизненного уровня населения, особенно в наименее развитых странах.

В соответствии со ст. 3 Соглашения о ВТО данная ор1анизация выполняет следующие функции:

• контроль выполнения торговых соглашений, заключенных между странами ВТО:

• организация и обеспечение торговых переговоров среди членов ВТО;

• разрешение торговых споров между странами — членами ВТО;

• обеспечение функционирования механизма обзора торговой политики членов ВТО;

• сотрудничество с другими международными организациями (прежде всего с Международным валютным фондом и Международным банком реконструкции и развития).

Деятельность Всемирной торговой организации (Женева) потребовала создания Всемирной таможенной организации (Брюссель) в качестве экологического, социального, экономического, технологического и технического фильтра для достижения целей безопасности.

Таможенное регулирование и таможенный контроль в России осуществляется с учетом ее участия во Всемирной таможенной организации (ВТО, Брюссель), в которую недавно был переименован Совет таможенного сотрудничества (СТС, Совет), и подписанных в рамках Совета международных конвенций по таможенным вопросам.

Верховный Совет СССР принял Постановление от 9 октября 1990 г. № 1712 «О присоединении Правительства СССР к Конвенции о создании Совета таможенного сотрудничества» Конвенция вступила в силу для СССР 8 июля 1991 г. Россия подтвердила свое участие в СТС.

В настоящее время в ВТО (СТС) входят все страны, подписавшие Конвенцию о создании Совета. Конвенция о создании Совета таможенного сотрудничества была подписана 15 декабря 1950 г уполномоченными представителями нескольких западноевропейских стран. Конвенция вступила в силу в ноябре 1952 г., а первая сессия Совета состоялась в Брюсселе (Бельгия) в 1953 г. Через 30 лет этот день был избран в качестве ежегодного праздника — Международного дня таможенника.

<<   [1] ... [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] ...  [136]  >> 


Контактная информация: e-mail: [email protected]   
Все о таможне