ИСТОРИЯ
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

В.В. Макрусев, В.А. Черных. «Управление таможенным делом»

Анализ функциональной структуры на каждом уровне таможенных органов предполагает изучение общего положения о таможенном органе (ФТС, РТУ и таможне) и положений о его структурных подразделениях.

Анализ общею положения о таможенном органе и положений о структурных подразделениях данного таможенного органа направлен на оценку:

• соответствия функциональной структуры типовой структуре таможенного органа;

• функциональной направленности структурных подразделений и возможности сокращения их числа;

• основных процессов взаимодействий между структурными подразделениями, отсутствия двойной подчиненности структурных подразделений;

• аллокации (перераспределения) функций таможенного органа между структурными подразделениями: отсутствия дублирующихся, непрофильных и невыполняемых функции;

• соответствия формулировки функций основным требованиям к ним: отсутствия «нефункций», агрегированных и однотипных функций, недостаточно четких формулировок функций и выполнения функции в рамках компетенции.

Анализ функций, содержащихся е общем положении о таможенном посте, производится только с точки зрения соответствия основным требованиям к функции: коррекция «нефункций», агрегированных и однотипных функций, а также нечетких формулировок функций.

На этапе интервьюирования должна быть получена более подробная информация о признаках неэффективности организационной и функциональной структуры, выявленных на этапе первичного анализа нормативных правовых актов.

В целом, интервьюирование направлено на выявление признаков неэффективности организационной и функциональной структуры путем разъяснения следующих вопросов (табл. 9.1).

Информация, собранная в процессе интервьюирования, носит менее структурированный характер, чем анализ нормативных актов и анкетирование. Тем не менее, она позволяет определить, с одной стороны, ограничения внедрения тех или иных первичных предложений по оптимизации организационной и функциональной структуры и, с другой стороны, альтернативные варианты разрешения выявленной неэффективности.

Анкетирование позволяет получить значительный объем информации о практике организации деятельности практически из всех таможенных органов (в зависимости от необходимых масштабов выборки).

Для оценки эффективности организационной и функциональной структуры в состав анкеты могут быть включены группы вопросов, представленные в табл. 9.2.

Эффективная функциональная структура таможенных органов должна предусматривать качественное исполнение всех возложенных на таможенные органы функций с наименьшими затратами.

Таблица 9.1 Оценка эффективности организационной и функциональной структуры путем интервьюирования
№ п/п Вопросы интервью Опенка эффективности организационной и функциональной структуры
1 Специфика целей и задач структурного подразделения, а также выполняемых им функций, отсутствие дублирования функций Соответствие организационно-функциональной структуры
2 Степень соответствия (с точки зрения респондента) реально выполняющихся функций положению о структурном подразделении: какие функции необходимо исключить из положения, переформулировать, передать другому подразделению либо уровню таможенных органов Преемственность функций, отсутствие дублирования функций. «не-функиий», агрегированных и однотипных функций
3 Наиболее «проблемные» процедуры (действия) структурного подразделения: трудоемких, требующих взаимодействия с внешними структурами и др. Оптимальность взаимодействий, минимальное время транзакций, выполнение функции в рамках компетенции
4 Дополнительные полномочия, необходимые (с точки зрения респондента) для выполнения поставленных задач Выполнение функции в рамках компетенции
5 Типовые взаимодействия с другими структурными подразделениями таможенного органа, а также между уровнями таможенных органов Оптимальность взаимодействий, минимальное время транзакций
6 Другие проблемы неэффективности организационно-функциональной структуры таможенных органов, представленные респондентами

В основе формирования эффективной функциональной структуры таможенных органов можно выделить три базовых принципа:

1) декомпозиции функций;

2) отсутствия дублирования функций;

3) отсутствия избыточности функций.

В первую очередь распределение функций между разными уровнями таможенных органов должно происходить на основе преемственности выполнения функций верхнего уровня организационной структуры таможенных органов на нижних Так, функциональная структура деятельности РТУ должна быть построена таким образом, чтобы выполнение функций РТУ приводило к решению задач, поставленных ФТС. Иными словами, необходимо организовать декомпозицию функций.

Таблица 9.2 Оценка эффективности организационной и функциональной структуры путем анкетирования
№ п/п Вопросы анкеты Оценка эффективности организационной и функциональной структуры
L Определение процента участия структурного подразделения в исполнении функций вышестоящего таможенного органа Преемственность функций вышестоящего органа нижестоящему
2 Определение степени участия (полностью или частично) структурного подразделения функциональной структуры, отсутствие таможенного органа в выполнении функций данного таможенного органа Соответствие организационной и функциональной структуры отсутствие дублирования функций, невыполняемости и неполной выполняемоемости
3 Выявление функционала структурного подразделения Соответствие сложившейся практике, выявление функций, которые реально выполняются, но не зафиксированы в функциональной структуре
4 Выявление «проблемных» (по мнению респондента) функций Выявление «не-функний», агрегированных и однотипных функций, выполнение функции в рамках компетенции
5 Выявление типовых взаимодействий структурного подразделения Оптимальность взаимодействий, минимальное время транзакций
6 Загруженность штатного состава структурного подразделения Выявление степени и причин загруженности служащих таможенных органов, показатели результативности деятельности служащих

<<   [1] ... [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] ...  [136]  >> 


Контактная информация: e-mail: [email protected]   
Все о таможне