ИСТОРИЯ
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

В.Г. Свинухов. «Таможенное дело»

Слабой стороной адвалорных пошлин является то, что они предусматривают необходимость таможенной оценки стоимости товара для целей обложения пошлиной. Поскольку цена товара может колебаться под воздействием многочисленных экономических (обменный курс, процентная ставка и проч.) и административных (таможенное регулирование) факторов, применение адвалорных пошлин связано с субъективностью оценок, что оставляет место злоупотреблениям.

Специфические пошлины обычно накладываются на стандартизированные товары и имеют неоспоримое преимущество, поскольку просты в администрировании и в большинстве случаев не оставляют свободы для злоупотреблений. Однако уровень таможенной защиты рынка с помощью специфических пошлин сильно зависит от колебания цен на товары. Например, специфическая пошлина в 1000 евро за один импортный автомобиль значительно сильнее ограничивает импорт автомобиля стоимостью 10 000 евро, поскольку составляет 10% его цены, чем автомобиля стоимостью 12 000 евро, поскольку составляет только 8,3% его цены. В результате, когда импортные цены возрастают, уровень защиты внутреннего рынка с помощью специфического тарифа падает. Но с другой стороны, во время экономического спада и падения импортных цен специфический тариф увеличивает уровень защиты национальных производителей.

По объекту обложения таможенные пошлины классифицируются как:

1) импортные — пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции. Разные страны на разных этапах своего развития с помощью импортных пошлин обеспечивали налоговые поступления, но затем их значимость резко сократилась, а фискальные функции выполняют другие налоговые поступления (например, налог на прибыль);
2) экспортные — пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары и имеют цель сократить экспорт или наполнить бюджет. Экспортные пошлины удорожают стоимость товара на мировом рынке, где конкуренция значительна. Они применяются для сырьевых товаров, по которым страна обладает монопольным преимуществом, или в тех случаях, когда государство стремится ограничить вывоз данного товара. Например, для ограничения вывоза необработанной древесины из страны Австрия взимала экспортные пошлины с вывозимых «балансов». В других случаях задачей экспортных пошлин, взимаемых странами, обладающими монопольными природными преимуществами, является ограничение поставок на мировой рынок сырьевых товаров, увеличение цен и повышение доходов бюджета. Такая ситуация создалась при налогообложении экспорта риса Таиландом и Мьянмой, кофе — Бразилией. Аналогичную роль играют экспортные пошлины на сырье в России;
3) транзитные — пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.

По характеру таможенные пошлины классифицируются как:

1) сезонные — пошлины, которые применяются ддя оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев в год. И на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;
2) антидемпинговые — пошлины, применяемые в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;
3) компенсационные — пошлины, накладываемые на импорт товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, и если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.

Обычно эти особые виды пошлин применяются государством в одностороннем порядке, для того чтобы защитить страну от недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы государства, со стороны других стран.

Введению особых пошлин обычно предшествует расследование, проводимое по поручению правительства или парламента, конкретных случаев злоупотреблений положением на рынке со стороны торговых партнеров. В процессе расследования проводятся двусторонние переговоры, определяются позиции, рассматриваются возможные объяснения возникшей ситуации и предпринимаются другие попытки решить разногласия политическим путем.

Введение особой пошлины обычно становится крайним средством, к которому прибегают страны, когда все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны.

Таможенные пошлины классифицируются по происхождению как:

1) автономные — пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Обычно решение о введении таможенного тарифа принимается в виде закона парламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются соответствующим ведомством (обычно министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством;
2) конвенционные (договорные) — пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашений, например генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ/ВТО);
3) преференциальные (льготные) — пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным та рифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин — поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта. С 1947 г. действует Общая система преференций, предусматривающая значительное снижение им портных тарифов развитых стран на импорт готовой продукции и i развивающихся стран.

<<   [1] ... [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] ...  [94]  >> 


Контактная информация: e-mail: [email protected]   
Все о таможне