ИСТОРИЯ
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

П.Н. Афонин. «Информационные таможенные технологии»

Последовательные и параллельные системы кодирования строятся на базе разрядной или комбинированной системы кодирования.

Разрядная система применяется для кодирования объектов, определяемых несколькими соподчиненными признаками, используемыми для решения экономических задач. Кодируемые объекты систематизируются по классификационным признакам на каждой ступени классификации, каждому признаку отводится определенное число разрядов, в пределах которых кодирование группировок начинается с единицы. При разрядной системе кодирования имеет место так называемое «зависимое» кодирование. Это значит, что классификационные группировки по младшим признакам кодируются в зависимости от кода группировки, образованной по старшему признаку. Запас свободных позиций определяется структурой кода.

Код объекта, построенный по этой системе, состоит из такого числа позиций (или числа групп разрядов), сколько было учтено признаков для объектов, поэтому разрядная система кодирования называется иногда позиционной системой. Конкретное значение признака, характеризующего объект, определяется позицией и значением определенного числа в структуре кода. Длина кода зависит от числа ступеней классификации, от числа классификационных группировок на каждой ступени и от основания кодирования.

Комбинированная система кодирования, обладая всеми преимуществами разрядного кода, применяется для кодирования больших номенклатур (перечней) объектов, которые характеризуются многими соподчиненными или независимыми признаками. Эта система базируется на сочетании принципов построения таких систем кодирования, как разрядная, серийная, порядковая и кода повторения. Так, в ТН ВЭД ТС выделяют пять уровней классификации товаров: разделы, группы, подгруппы, товарные позиции, субпозиции. В коде товара первые два разряда кода обозначают группу, первые четыре — товарную позицию. Дополнение кода товарной позиции еще двумя разрядами дает код субпозиции, а полный десятизначный код — подсубпозицию. При этом коды разделов и подгрупп имеют только регистрационный характер.

Код повторения (мнемокод) — это буквенные или буквенно-цифровые коды, которые характеризуются тем, что в структуру кода переносят часть символьных обозначений объектов с целью повышения мнемоничности кода или для сокращения его длины.

Выбор конкретной системы кодирования зависит от объема кодируемой номенклатуры, ее стабильности, от задач, стоящих перед системой, и от показателей эффективности обработки информации при использовании какой-либо системы.

1.5.3. Типы классификаторов по сфере действия

По сфере действия выделяют следующие виды классификаторов: международные, общегосударственные (общесистемные), отраслевые и локальные классификаторы.

Международные классификаторы входят в состав Системы международных экономических стандартов (СМЭС) и обязательны для передачи информации между организациями разных стран мирового сообщества. СМЭС представляет собой множество стандартных решений по классификационным группировкам и кодированию специальной и экономической информации и формированию источников этой информации. В состав СМЭС входят классификации Организации Объединенных Наций (ООН) и ее специализированных образований, в том числе:

• международная стандартная отраслевая классификация всех видов экономической деятельности (МСОК);
• классификация основных продуктов (КОП);
• международная стандартная торговая классификация (МСТК);
• классификация по широким экономическим категориям (КШЭК);
• классификация функций правительства;
• классификации ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО);
• международная стандартная классификация образования (МСКО) и др.

К числу классификаций, разработанных другими международными организациями, относятся:

• классификация международного энергетического агентства (МЭА);
• классификация Совета таможенного сотрудничества;
• система описания и кодирования товаров;
• классификация Всемирной туристической организации (ВТО) и др.

К классификациям Европейского сообщества и других международных региональных организаций относят:

• классификацию Европейского сообщества (ЕС);
• общую отраслевую классификацию экономической деятельности в рамках ЕС (КДЕС) и др.

Второй класс классификаторов образуют общегосударственные (общесистемные) классификаторы, обязательные для организации процессов передачи и обработки информации между экономическими системами государственного уровня внутри страны. Для выполнения процедур обработки информации и передачи ее между организациями внутри отрасли используют отраслевые классификаторы. В пределах отдельных предприятий используют, как правило, локальные классификаторы.

1.5.4. Понятие Единой системы классификации и кодирования (ЕСКК)

При заполнении форм таможенных и иных документов, предоставляемых для осуществления таможенного контроля, широко используется общероссийская система классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области (ОСКК). Она была создана еще в СССР. Эта система предназначена для обеспечения информационной совместимости информационных систем разных уровней. В ОСКК входят, например, «Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (ОКАТО)», «Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО)», «Общероссийский классификатор видов грузов, упаковки и упаковочных материалов (ОКВГУМ)» и др. С 2003 г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области» (от 10.11.2003 г. № 677) ОСКК приводится к принятой в международной практике системе учета и кодирования.

Основными задачами ОСКК являются:

а) создание условий для формирования единого информационного пространства на территории Российской Федерации;
б) систематизация информации по единым классификационным правилам и их использование при прогнозировании социально-экономического развития страны и ведении учета и отчетности;
в) информационное обеспечение налогообложения, лицензирования, квотирования, операций с недвижимостью, социального страхования, финансового посредничества;
г) содействие специализации и кооперированию в области производства продукции и оказания услуг;
д) упорядочение стандартизации и сертификации выпускаемой продукции и оказываемых услуг;
е) создание условий для унификации документации при осуществлении межотраслевого документооборота;
ж) обеспечение совместимости информационных систем и ресурсов;
з) обеспечение межотраслевого обмена информационными ресурсами;
и) гармонизация системы кодирования с международными и региональными классификациями и со стандартами.

Разработку, сопровождение и информационное обслуживание заинтересованных юридических и физических лиц в части общероссийских классификаторов и вносимых в них изменений обеспечивают Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, Федеральная служба государственной статистики и учреждения, ответственные за ведение общероссийских классификаторов.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет общее руководство работами по ведению общероссийских классификаторов, координирует деятельность учреждений, ответственных за ведение общероссийских классификаторов, обеспечивает их экспертизу, утверждение вносимых в общероссийские классификаторы изменений и их представление в Федеральную службу государственной статистики, обеспечивает ведение закрепленных за Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии общероссийских классификаторов, а также официальное издание общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений.

Федеральная служба государственной статистики обеспечивает ведение общероссийских классификаторов, в том числе в рамках автоматизированного банка общероссийских классификаторов с использованием информационно-вычислительной сети, разрабатывает инструктивно-методические и программно-технологические материалы по использованию информационно-вычислительной сети для ведения и предоставления информации об общероссийских классификаторах и о внесенных в них изменениях.

Учреждения, ответственные за ведение общероссийских классификаторов, обеспечивают ведение закрепленных за ними общероссийских классификаторов, подготавливают предложения о внесении в них изменений, согласовывают их с заинтересованными организациями и представляют на утверждение в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. К числу таких учреждений относятся Минэкономики России, Минтруда России, Минобразования России, ФТС России и др.

Все общесистемные классификаторы в зависимости от используемой системы классификации в процессе их проектирования построены по двум принципам.

Первый принцип основывается на идентификации объектов внутри классификационных группировок. Для примера рассмотрим структуру Общесистемного классификатора промышленной и сельскохозяйственной продукции (ОКП), который основывается на использовании иерархической системы классификации и состоит из двух блоков: блока наименования и блока идентификации. Блок идентификации состоит из классификационной, регистрационной и контрольной части кода (рис. 19).

Классификационная часть включает группировки по следующим признакам: класс, подкласс, группа, подгруппа, вид.

Второй принцип основан на применении раздельной идентификации и классификации и фасетной системе классификации, что отражается в структурной формуле классификатора, которая включает три блока: идентификации, классификации и наименования. Для примера рассмотрим структуру Общесистемного классификатора предприятий и организаций (ОКПО). Этот классификатор основан на использовании фасетной системы классификации. Он состоит из трех блоков (рис. 20):

<<   [1] ... [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] ...  [66]  >> 


Контактная информация: e-mail: [email protected]   
Все о таможне