ИСТОРИЯ
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

П.Н. Афонин. «Информационные таможенные технологии»

Необходимо реализовать комплекс мероприятий по переносу основного акцента на контроль до ввоза товаров и после выпуска товаров, а также по переходу осуществления таможенных операций на принцип декларирования товаров в электронном виде с использованием сети Интернет.

Должна быть реализована и доступна возможность осуществления декларирования товаров и представления документов и сведений в электронной форме участниками внешнеэкономической деятельности при их желании любому таможенному органу с последующим осуществлением операций фактического таможенного контроля (осмотр, досмотр и т. д.) в таможенных органах, расположенных на таможенно-логистических терминалах в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации. При этом перечень документов и сведений при декларировании товаров должен быть сокращен до минимального уровня, обеспечивающего соблюдение законодательства Российской Федерации, и максимально переведен в электронный вид.

Примечания

1 Одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 г. № 2225-р.

2.4 КОНЦЕПЦИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ФТС РОССИИ

Совершенствование таможенных операций и таможенного контроля находится в неразрывной связи с уровнем развития и внедрения в деятельность таможенных органов информационных технологий. Это положение нашло свое отражение в Концепции развития таможенных органов Российской Федерации, в которой внедрение информационных технологий и автоматизированных систем управления определено стратегическим направлением деятельности ФТС России. Иерархия нормативных документов, составляющих правовую основу Концепции, представлена на рис. 21.

Внедрение в деятельность таможенных органов новых информационных технологий, в первую очередь для совершенствования таможенных операций и повышения эффективности таможенного контроля, является одной из основных задач, изложенных в Концепции информационно-технической политики ФТС России.

Информационно-техническая политика (ИТП) ФТС России — реализуемая на практике система целей, задач, принципов, критериев и вытекающих из них согласованных организационных и технических мер, связанных с разработкой, внедрением и применением информационно-технических средств в деятельности таможенных органов (рис. 22).

Целью ИТП является достижение качественно нового уровня информатизации таможенных органов и создание информационно-технической инфраструктуры, обеспечивающих эффективное выполнение задач, решаемых ФТС России.

Задачами ИТП являются:

анализ и систематизация нормативно-правовой и методической базы;
• создание и внедрение в деятельность таможенных органов новых информационных технологий и организация их эффективного применения;
• создание и поддержание рациональной по составу и основным характеристикам системы информационно-технических средств (ИТС);
• развитие системы технического обслуживания и ремонта ИТС;
• совершенствование системы информационного взаимодействия таможенных органов с внешними организациями;
• создание единой системы информационной безопасности таможенных органов России;
• обеспечение необходимого уровня подготовки должностных лиц таможенных органов и специалистов информационно-технического профиля для работы в условиях широкого использования новых информационных технологий.

Масштабность и сложность задач по внедрению новых информационных технологий требуют уточнения принципов (рис. 23) и механизма их реализации (рис. 24) на базе системного подхода к решению проблем информатизации таможенных органов, управления процессами разработки, оснащения и внедрения автоматизированных информационных систем.

Внедрение и дальнейшее развитие новых информационных технологий может быть успешно осуществлено только в случае, когда это является завершающим этапом, которому предшествует целый комплекс взаимосвязанных мероприятий, выполняемых в строго определенной последовательности (см. рис. 24).

В Концепции информационно-технической политики определены базовые таможенные технологии, требующие комплексной автоматизации, и показано, что качественно новый уровень автоматизации деятельности региональных таможенных органов — таможенного поста, таможни, регионального таможенного управления — достигается, прежде всего, за счет создания, развития автоматизированной информационной системы (АИС) региона.

Основными принципами построения АИС региона являются:

• сбор, хранение, обработка, анализ сведений и принятие решений о товарах, транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, в централизованном информационном ресурсе;
• консолидированное хранение данных;
• объектно-ориентированная архитектура системы;
• централизованное администрирование информационно-вычислительной сети и баз данных из центра управления;
• удаленный доступ пользователей системы к ее информационным ресурсам на основе защищенной Web-технологии.

Внедрение данных принципов должно позволить уйти от обязательного использования бумажных носителей информации на всех этапах осуществления таможенных операций, уменьшить влияние субъективного фактора на принимаемые решения в процессе осуществления таможенных операций, повысить оперативность и адекватность принимаемых решений, а также достоверность и актуальность статистической информации.

Реализация новых принципов построения архитектуры АИС региона предполагает выполнение следующих работ:

разработку архитектуры и программного обеспечения унифицированного узла хранения и обработки данных;
• внедрение узлов хранения и обработки данных по уровням иерархии таможенных органов региона в зависимости от пропускной способности каналов связи Ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети (ВИТС) ФТС России;
• создание комплекса централизованного администрирования информационно-вычислительной сети и баз данных.

Основой построения функциональных компонентов АИС региона является система формальных моделей процессов, описывающая виды деятельности таможенных органов и позволяющая с использованием CASE-технологии модернизировать программное обеспечение в соответствии с новыми таможенными технологиями.

В АИС региона поэтапно, по мере готовности нормативно-правовой базы, внедряются в практику работы таможенных органов технологии, основанные на электронном представлении информации. Для реализации этих технологий используются электронные документы, в том числе таможенные документы, содержащие в электронном виде всю необходимую информацию о товарах, а также информацию об участнике ВЭД. Электронные документы объединяются в архив электронных документов базы данных соответствующего таможенного органа.

Для повышения достоверности информации и оперативности ее обработки реализуется принцип однократного ввода документов. Для этого могут использоваться возможности удаленного электронного информирования (впоследствии декларирования), технологии смарт-карт и других методов и средств. При этом первичными являются достоверные электронные таможенные документы, а бумажные копии должны формироваться на основе электронных документов с соответствующими средствами защиты и идентификации.

Внедрение средств автоматического приема, проверки и передачи документов на вышестоящие уровни позволит исключить необходимость вторичного форматно-логического контроля и ускорить процесс формирования центральной и региональных баз данных. Основой развития АИС региона являются современные информационные технологии, обеспечивающие взаимодействие распределенных компонентов и их интеграцию в единую информационную систему на основе принципа консолидированного и централизованного хранения электронных документов. Работа пользователей с базами данных предусматривается в режиме «тонкого клиента» на основе защищенной WEB-технологии.

По мере развития ВИТС ФТС России будет усиливаться централизация хранения таможенной информации в базах данных, обеспечивая процессы таможенного контроля.

Одновременно в Концепции информационно-технической политики определены приоритетные направления развития информационных таможенных технологий в области технологий таможенного контроля. К основным направлениям относятся:

<   [1] ... [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] ...  [66]  >> 


Контактная информация: e-mail: [email protected]   
Все о таможне