ИСТОРИЯ
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

П.Н. Афонин. «Информационные таможенные технологии»

Цели применения СУР определены в ст. 128 ТК ТС.

Таможенные органы применяют СУР для определения товаров, транспортных средств международной перевозки, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, форм таможенного контроля, применяемых к таким товарам, транспортным средствам международной перевозки, документам и лицам, а также степени проведения таможенного контроля.

Стратегия и тактика применения СУР определяется законодательством государств — членов Таможенного союза.

Целями применения СУР являются:

1) обеспечение в пределах компетенции таможенных органов мер по защите национальной (государственной) безопасности, жизни и здоровья человека, охране окружающей среды;
2) сосредоточение внимания на областях повышенного риска и обеспечение более эффективного использования имеющихся в распоряжении ресурсов;
3) выявление, прогнозирование и предотвращение нарушений таможенного законодательства Таможенного союза и/или законодательства государств — членов Таможенного союза:

  • имеющих устойчивый характер;
  • связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;
  • подрывающих конкурентоспособность товаров Таможенного союза;
  • затрагивающих другие виды контроля, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы;

4) ускорение проведения таможенных операций при перемещении товаров через таможенную границу.

Таможенные органы осуществляют взаимный обмен информацией о применяемых мерах по минимизации рисков, а также иной информацией, способствующей повышению эффективности проведения таможенного контроля, в порядке, установленном международным договором государств — членов Таможенного союза.

К объектам анализа риска в соответствии со ст. 129 ТК ТС относятся:

1) товары, находящиеся под таможенным контролем либо помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
2) транспортные средства международной перевозки;
3) сведения, содержащиеся во внешнеэкономических договорах (контрактах) купли-продажи либо обмена, соглашениях либо иных документах на право владения, пользования и/или распоряжения товарами;
4) сведения, содержащиеся в транспортных (перевозочных), коммерческих, таможенных и иных документах;
5) деятельность декларантов и иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем;
6) результаты применения форм таможенного контроля.

1. Деятельность таможенных органов по оценке и управлению рисками в соответствии со ст. 130 ТК ТС заключается в следующем:

1) формирование информационной базы данных СУР таможенных органов;
2) анализ и оценка рисков, включающих в себя систематическое определение:

  • объектов анализа рисков;
  • индикаторов риска по объектам анализа риска, определяющих необходимость принятия мер по предотвращению и минимизации рисков;
  • оценки возможного ущерба в случае возникновения рисков;

3) разработка и реализация практических мер по управлению рисками с учетом:

  • вероятности возникновения рисков и возможных последствий;
  • анализа применения возможных мер по предотвращению и минимизации рисков.

2. Сбор, обработка и анализ информации об эффективности принятых мер по минимизации рисков и результатах применения к конкретным товарам и/или транспортным средствам отдельных форм таможенного контроля осуществляется таможенными органами на постоянной основе.

3. Порядок сбора и обработки информации, проведения анализа и оценки рисков, разработки и реализации мер по управлению рисками устанавливается законодательством государств — членов Таможенного союза.

4. Содержание установленных профилей и индикаторов риска предназначено для использования таможенными органами, является конфиденциальной информацией и не подлежит разглашению другим лицам, за исключением случаев, установленных законодательством государств — членов Таможенного союза.

Главная характеристика происходящих нарушений — устойчивость. Нарушения связаны в первую очередь с: 1) уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах; 2) подрыванием конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей.

Определив основную цель системы управления рисками, можно рассмотреть ее основные задачи:

• создание единого информационного пространства, обеспечивающего функционирование системы управления рисками;
• разработка методик (программ) по выявлению рисков;
• определение потенциальных и фиксирование выявленных рисков;
• выявление причин и условий, способствующих совершению таможенных правонарушений;
• оценка возможного ущерба в случае возникновения потенциальных рисков и ущерба при выявленных рисках;
• определение возможности предотвращения или минимизации рисков, а также определение требуемых ресурсов и разработка предложений по их оптимальному распределению;
• разработка и применение методик оценки эффективности применяемых мер;
• разработка и практическая реализация мер по предотвращению или минимизации рисков;
• контроль практической реализации мер по предотвращению или минимизации рисков;
• оценка эффективности применяемых мер по управлению рисками и корректировка управленческих решений;
• накопление и анализ информации о результатах применения отдельных форм таможенного контроля либо их совокупности, а также о причинах и условиях, способствующих совершению таможенных правонарушений, с целью выработки предложений по модернизации стратегии таможенного контроля.

Риски оцениваются и расставляются по приоритетам. Усилия по реализации программ и ресурсы таможенных органов распределяются в соответствии с объемом необходимых мер по минимизации рисков.

Управление рисками предоставляет базис и стратегии разработки программ по минимизации наиболее приоритетных для страны рисков, позволяет переключать ресурсы с рутинных операций в областях низкого риска в области высокого риска нарушений, что повышает эффективность таможенной деятельности.

Можно выделить основные принципы построения СУР:

а) принцип целевой направленности. Он заключается в подчинении всех задач таможенной службы и способов их решения единой цели — обеспечению соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации;
б) принцип целостности. Этот принцип заключен в разработке и использовании структурными подразделениями ФТС России функциональных подсистем управления рисками как элементов единой системы таможенной службы Российской Федерации;
в) принцип информационного единства. Данный принцип заключен в совместимости информационных источников и единых подходов к процедурам их обработки и анализа, а также взаимосвязи информации как по вертикали, так и по горизонтали на всех уровнях таможенного администрирования (ФТС России, РТУ, таможня, таможенный пост);
г) принцип законности. Он заключен в соответствии принимаемых мер по предотвращению или минимизации рисков действующему законодательству Российской Федерации;
д) принцип единства управления рисками. В основе этого принципа заложено определение единых подходов к принятию управленческих решений по принимаемым мерам по предотвращению или минимизации рисков.

Приведя данные принципы, можно сказать, что СУР призвана обеспечить организацию эффективного таможенного контроля, осуществляемого на основе выборочности. Если будет обеспечена организация эффективного таможенного контроля, осуществляемого на основе выборочности, то для таможенных органов откроются следующие возможности:

• сосредоточить внимание на наиболее важных и приоритетных направлениях работы и, следовательно, обеспечить более эффективное использование имеющихся ресурсов;
• увеличить возможности по выявлению и прогнозированию нарушений таможенного законодательства Российской Федерации;
• создать благоприятные условия лицам, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность и соблюдающим таможенное законодательство Российской Федерации;
• ускорить перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;
• сформировать единое информационное обеспечение функциональных подсистем управления рисками структурных подразделений ФТС России и объединить их в единую систему таможенной службы Российской Федерации.

Внедрение системы управления рисками предполагает следующие этапы:

• анализ имеющихся нарушений таможенного законодательства в целях выявления существующих рисков;
• разработка соответствующей нормативной правовой базы, регламентирующей применение в деятельности таможенных органов элементов системы управления рисками;
• осуществление систематизации принимаемых мер минимизации рисков;
• определение критериев для отнесения объектов анализа к областям риска;
• расширение практики избирательности применения форм таможенного контроля таможенными органами;
• внедрение анализа экономической эффективности принимаемых мер по минимизации рисков;
• внедрение новейших информационных технологий, включающих в себя современные каналы передачи данных, международные стандарты передачи данных, соответствующие программные средства, а также средства вычислительной техники и технические средства таможенного контроля.

Расширение практики избирательности применения форм таможенного контроля таможенными органами, внедрение анализа экономической эффективности принимаемых мер по минимизации рисков, внедрение новейших информационных технологий еще в полной мере не реализовано, а значит, требует дальнейшей работы.

Создание автоматизированной системы анализа и управления рисками в таможенных органах РФ ориентировано на формирование системы оперативного контроля затаможенным оформлением, использование комплекса агрегированных баз данных обеспечения деятельности функциональных подразделений ФТС России, создание комплексной системы информационного обеспечения контроля таможенной стоимости и внедрение системы удаленного доступа к базам данных федеральных органов исполнительной власти и контролирующих организаций.

<<   [1] ... [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] ...  [66]  >> 


Контактная информация: e-mail: [email protected]   
Все о таможне