ИСТОРИЯ
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

П.Н. Афонин. «Информационные таможенные технологии»

• автоматизация анализа рисков и выбор форм таможенного контроля с использованием системы управления рисками;
• автоматизация технологий документального контроля товаров и ввозящих их на территорию автотранспортных средств;
• совершенствование системы расчетов по таможенным платежам и учета участников внешнеэкономической деятельности с применением микропроцессорных карт;
• разработка и внедрение системы электронного декларирования товаров и транспортных средств;
• внедрение ситуационного моделирования в процесс автоматизации таможенных операций и таможенного контроля;
• разработка и внедрение системы электронной цифровой подписи;
• внедрение в охрану объектов таможенной инфраструктуры интегрированных систем безопасности.

2.4.1. Электронное декларирование

Международный опыт электронного декларирования основан на использовании единых информационных центров, которые используют централизованные базы данных результатов осуществления таможенных операций, ранее проведенных проверочных мероприятий, содержат информацию об участниках ВЭД. Эти же информационные центры осуществляют работу с рисками, а именно категоризацию поданных заявок на оформление. Влияние человеческого фактора сведено к нулю, так как система не только выдает рекомендации, но и контролирует их выполнение.

Электронная форма декларирования создает необходимые условия и ориентирована на реализацию единого сквозного алгоритма автоматической обработки заявляемых в декларации сведений в центральной базе данных на уровне региональных таможенных управлений с осуществлением автоматического анализа рисков и выдачей соответствующих решений уполномоченному должностному лицу таможенного органа. Электронное декларирование реализовывалось в ФТС России по двум основным схемам — ЭД1 и ЭД2.

ЭД1 — декларирование товаров и транспортных средств в электронной форме через абонентский пункт в соответствии с Приказом ФТС России от 30.10.2006 г. № 1062 «Об обеспечении безопасности информации при информационном взаимодействии таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности и сетями общего пользования» («старое электронное декларирование»).

ЭД2 — декларирование товаров и транспортных средств в электронной форме с использованием сети «Интернет» в соответствии с Приказом ФТС России от 24.01.2008 г. № 52 «О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей "Интернет"» (Интернет-декларирование).

В целях обеспечения безопасности информации, передаваемой между декларантами и таможенным органом при заявлении сведений о товарах и транспортных средствах в электронной форме, была разработана и реализована технологическая схема защиты информации. Данная схема определила порядок использования электронной цифровой подписи (далее — ЭЦП), документов и сведений, необходимых для таможенного контроля в электронной форме как до, так и после создания ведомственного удостоверяющего центра ФТС России, что позволило значительно ускорить внедрение электронного декларирования в практику деятельности таможенных органов.

В соответствии с п. 3 ст. 179 ТК ТС таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.

Декларация на товары подается в электронной форме. Правительство Российской Федерации устанавливает перечни товаров, таможенных процедур, а также случаи, при которых декларирование может осуществляться в письменной форме (п. 1 ст. 204 ТК ТС).

В случае подачи декларации на товары в письменной форме такая декларация должна сопровождаться представлением ее электронной копии. В случаях, предусмотренных решением Комиссии Таможенного союза, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, устанавливает, что подача таможенной декларации в письменной форме не сопровождается представлением ее электронной копии (п. 5. ст. 204 ТКТС).

Подача таможенной декларации в электронной форме может не сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе документов, установленных ст. 240, 253, 265, 294, 299 и 308 настоящего Кодекса, если в таможенный орган ранее представлялись такие документы, либо они могут быть представлены впоследствии в соответствии с законодательством государства — члена Таможенного союза (п. 6 ст. 183 ТКТС).

Решением комиссии Таможенного союза от 08.12.2010 г. № 494 утверждена Инструкция о порядке представления и использования таможенной декларации в виде электронного документа (в соответствии сост. 180 и 183 ТКТС).

Установлено, что сроки начала принятия таможенными органами государств — членов Таможенного союза таможенных деклараций в виде электронного документа определяются законодательством государств — членов Таможенного союза.

Таможенная декларация в виде электронного документа (далее — ЭТД) представляется декларантом или таможенным представителем таможенному органу, правомочному в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза регистрировать таможенные декларации.

При совершении таможенных операций с использованием ЭТД, в том числе при выпуске товаров до подачи ЭТД в соответствии со ст. 197 ТК ТС, документы, представление которых предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза, представляются в виде электронных документов и (или) документов на бумажных носителях, если иное не установлено таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государств — членов Таможенного союза.

Структуры и форматы ЭТД определяются законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государств — членов Таможенного союза.

Порядок информационного взаимодействия таможенных органов с декларантами и (или) таможенными представителями при совершении таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру с использованием ЭТД, определяется в соответствии с положениями гл. 4 ТК ТС.

Особенности представления, использования и хранения ЭТД и документов могут определяться таможенным законодательством государств — членов Таможенного союза.

Преимуществами технологии электронного декларирования являются:

• сокращение времени осуществления таможенных операций за счет использования сведений о товарах в электронном виде и их подготовки до прибытия товаров;
• централизация информационных ресурсов, обеспечивающая селекцию товаров и анализ рисков для выработки рекомендаций по формам таможенного контроля.

Определен перечень электронных документов, формируемых таможенным органом (акты таможенного досмотра, уведомления, требования). Схема осуществления электронного представления сведений показана на рис. 25.

Система электронного декларирования ЭД-2 ФТС России как информационный сервис, доступный для участников ВЭД, функционирует с 2008 г. на основании приказа ФТС от 24.01.2008 г. «О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей осуществления таможенных операций с товарами, в том числе с использованием международной ассоциации сетей Интернет» № 52. Рассмотрим более подробно работу данной системы.

Возможны две схемы взаимодействия участника ВЭД с системой ЭД — напрямую (рис. 26) и через информационного оператора.

К участникам прямой схемы предъявляются некоторые обязательные требования, в частности:

• на средства вычислительной техники информационной системы электронного представления сведений (ИС ЭПС) в обязательном порядке должны быть установлены лицензионные операционные системы, сертифицированные Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (далее — ФСТЭК России) по требованиям безопасности информации;
• программное обеспечение ИС ЭПС должно быть включено в реестр оформленных и выданных свидетельств ПО ИС ЭПС.

Требования, предъявляемые к техническим средствам и средствам защиты информации ИС ЭПС:

• на средства вычислительной техники ИС ЭПС в обязательном порядке должны быть установлены лицензионные средства антивирусной защиты информации, сертифицированные ФСТЭК России и Федеральной службой безопасности России (далее — ФСБ России) по требованиям безопасности информации;
• для обеспечения целостности и юридической значимости передаваемой информации в процессе информационного взаимодействия должны использоваться сертифицированные ФСБ России средства криптографической защиты информации и электронной цифровой подписи, совместимые с системой ведомственных удостоверяющих центров таможенных органов (далее — СВУЦТО);
• должны быть обеспечены разграничение и контроль доступа должностных лиц Заявителя к ресурсам ИС ЭПС с использованием сертифицированных средств защиты информации (ИС ЭПС должна быть аттестована по требованиям безопасности информации).

<<   [1] ... [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] ...  [66]  >> 


Контактная информация: e-mail: [email protected]   
Все о таможне