ИСТОРИЯ
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

П.Н. Афонин. «Информационные таможенные технологии»

Общая технология автоматизированного принятия решений при проведении таможенных процедур в пункте пропуска должна включать три этапа (рис. 28).

1. Прием и ввод документов в автоматизированную систему информации из документов.

2. Автоматическая селекция товаров.

3. Анализ рисков и принятие решений.

На этапе приема документов от перевозчика (экспедитора) должна происходить проверка содержащихся в них сведений на логическую корректность, внутреннюю непротиворечивость, полноту и достаточность для осуществления таможенных операций.

Результатом автоматической проверки документов является информирование перевозчика (экспедитора) об их приеме и регистрации или о причинах невозможности приема с перечнем ошибок и (или) недостающих сведений. Если документы приняты, то они помещаются в базу данных регионального узла и в дальнейшем должны использоваться на этапе автоматической селекции товаров.

На этапе автоматической селекции товаров должен осуществляться отбор по трем критериям:

целевой критерий — отбираются товары, подлежащие обязательному досмотру;
случайный критерии — отбираются товары на основе случайной выборки;
закономерный критерий — отбираются товары на основе анализа информации, имеющейся в централизованном информационном ресурсе об участниках ВЭД и товаре.

После проведения автоматической селекции товаров и всех необходимых проверок должен выполняться анализ рисков с использованием информации, хранящейся в централизованном информационном ресурсе. На этом этапе каждому критерию должен быть поставлен в соответствие вес, с которым он используется при анализе рисков. Система весов должна позволять делать систему настраиваемой и обеспечить возможность оперативно реагировать на изменение тенденций на рынках товаров и обстановки на пунктах пропуска.

По результатам анализа рисков система автоматически должна выдавать должностному лицу пункта пропуска решения, которые носят для него обязательный характер.

В настоящее время процесс управления рисками выполняется на уровне Центрального аппарата ФТС России и включает в себя систематическую аналитическую работу по разработке профилей рисков, выявлению и минимизации рисков. Задачи координации и применения системы управления рисками возложены на отделы применения системы управления рисками (ОПСУР) на уровне таможни, РТУ и ФТС. Однако пока деятельность по анализу рисков ориентирована главным образом на экспертные знания должностных лиц таможенных органов, непосредственно работающих с участниками ВЭД на уровне таможен и постов.

В рамках существующей ЕАИС таможенных органов обеспечивается функциональность СУР, связанная с ведением профилей рисков и их использованием в процессе таможенного контроля. Однако реализованные функции и используемое методическое обеспечение не в полной мере удовлетворяют рекомендациям Всемирной таможенной организации и потребностям ФТС России.

Эффективное функционирование и управление процессами в рамках СУР требует разработки технологий выявления рисков и соответствующего обеспечения, включая информационное, кадровое и организационное обеспечение. Работа подразумевает и совершенствование профессиональной квалификации и навыков должностных лиц таможенных органов. Процесс управления рисками также направлен на распределение полномочий в ходе принятия решений между функциональными подразделениями ФТС России, которые, в рамках своей компетенции, участвуют в разработке профилей рисков и определении порядка действий должностных лиц таможенных органов при применении системы управления рисками. Они проводят постоянный мониторинг показателей эффективности и результатов применения системы управления рисками в целях своевременного выявления и реагирования на изменения, связанные с рисками.

Автоматизация бизнес-процессов реализует первоначальный контроль информации подаваемых в таможенные органы электронных документов автоматически и обеспечивает возможность вмешательства инспекторов на последующих этапах. Избавление таможенных инспекторов от рутинной работы по проверке подаваемых документов приведет к выполнению ими новой роли «менеджера по работе с исключениями». Автоматизация целевых бизнес-процессов на основе СУР приведет к тому, что большая часть действий, выполняемых таможенными инспекторами на постах в целом, будет инициирована средствами ЕАИС. Но в то же время от таможенных инспекторов будет требоваться пунктуальное документирование всех операций, связанных с досмотром и вмешательствами, для обобщения знаний о выявленных и возможных нарушениях и рисках несоблюдения требований таможенного законодательства.

2.4.3. Система предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации

Всемирная таможенная организация (ВТО) считает показателем высокого уровня развития таможенной службы использование ею предварительной информации.

Международная конвенция по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция, 1999 г.) предусматривает необходимость при разработке таможенных процедур использовать предварительную информацию и обеспечивать передачу ее в электронном виде.

Наряду с другими механизмами и инструментами предварительное информирование и предварительное декларирование является основой для внедрения Рамочных стандартов безопасности и облегчения торговли,1 внедрения управления интегрированной цепочкой поставок в рамках проводимой работы ВТО.2

Предварительное информирование активно развивается в условиях опасности роста международного терроризма.3

В целях обеспечения единообразных подходов к формированию, передаче и использованию при осуществлении таможенных операций информации в электронном виде о товарах и транспортных средствах, полученной до пересечения ими таможенной границы, а также права заинтересованных лиц представить в электронном виде документы и сведения в отношении перемещаемых товаров и транспортных средств, на основании таможенного законодательства Российской Федерации утверждена Концепция системы предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации СпрИнТ4 (рис. 29).

Основой для получения предварительной информации является право перевозчика (либо иного лица, действующего по поручению перевозчика) представить документы и сведения в электронном виде до фактического прибытия на таможенную территорию Российской Федерации. Аналогичное право должно быть обеспечено и другим лицам, связанным с осуществлением внешнеэкономической деятельности, в том числе и при вывозе товаров с таможенной территории Таможенного союза.

Предварительную информацию для целей таможенного контроля целесообразно классифицировать следующим образом:

1) первый уровень — предварительная информация лиц, имеющих низкий коэффициент таможенной устойчивости (КТУ) в определяемом ФТС России порядке в рамках применения системы управления рисками, либо в отношении которых невозможно установить КТУ;
2) второй уровень — предварительная информация лиц, имеющих средний КТУ;
3) третий уровень — предварительная информация лиц, имеющих высокий КТУ, а также информация от администрации пункта пропуска;
4) четвертый уровень — предварительная информация лиц, в отношении которых таможенная служба страны экспорта или транзита подтвердила соответствие требованиям национального таможенного законодательства и удостоверила репутацию как добросовестных участников внешнеэкономической деятельности перед ФТС России;
5) пятый уровень — информация таможенной службы страны экспорта или транзита по товарам, перемещаемым определенными лицами, в отношении которых данная таможенная служба и ФТС России совместно подтвердили выполнение национальных таможенных законодательств и удостоверили репутацию как добросовестных участников внешнеэкономической деятельности (во всех остальных случаях предварительная информация таможенной службы страны экспорта или транзита рассматривается как информация третьего уровня).

Подача предварительной декларации, в том числе в электронном виде, рассматривается как повышение предварительной информации на один уровень.

Принимать участие в предварительном информировании могут следующие лица.

1. Заинтересованное лицо, являющееся инициатором представления предварительной информации, в том числе:

а) экспедитор, организующий перевозку товаров, непосредственно связанную с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации;
6) перевозчик товаров;
в) декларант либо получатель товаров;
г) таможенный брокер (представитель);
д) иное лицо, связанное с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации и обладающее информацией для организации предварительного информирования.

2. Лицо, формирующее предварительную информацию (далее — источник информации).

Источником информации может быть само заинтересованное лицо, а также по его инициативе:

а) таможенные и иные государственные органы страны экспорта или транзита;
б) производитель (отправитель) товаров;
в) экспедитор, организующий перевозку товаров до их перемещения через таможенную границу Российской Федерации;
г) перевозчик товаров.

Заинтересованное лицо может самостоятельно организовывать обработку и передачу предварительной информации в ЕАИС таможенных органов в соответствии со структурой и форматами, установленными ФТС России, либо воспользоваться услугами лиц, обеспечивающих предоставление комплекса информационных услуг по обработке, хранению и передаче в предварительной информации в соответствии со структурой и форматами, установленными ФТС России (далее — оператор). Деятельность оператора, его права, обязанности и ответственность регламентируются законодательством Российской Федерации.

<<   [1] ... [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] ...  [66]  >> 


Контактная информация: e-mail: [email protected]   
Все о таможне