ИСТОРИЯ
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

П.Н. Афонин. «Информационные таможенные технологии»

Третья очередь ЕАИС является стратегическим направлением работ по развитию и совершенствованию ЕАИС ФТС России. В январе 2002 г. состоялась Коллегия ГТК РФ «О состоянии, перспективах развития и внедрения информационных технологий таможенного контроля и таможенного оформления в практику работы таможенных органов Российской Федерации», в решении которой в качестве основных задач по созданию и внедрению в рамках ЕАИС информационных технологий таможенного контроля и оформления в ближайшей и долгосрочной перспективе были определены:

• внедрение технологии таможенного контроля за товарами, ввозимыми в РФ автомобильным транспортом, с применением электронного таможенного паспорта товаров (ЭТПТ);
• внедрение технологии предварительного информирования таможенных органов путем передачи информации о перемещаемых через таможенную границу РФ товарах и транспортных средствах в электронном виде до их фактического перемещения через таможенную границу;
• обеспечение удаленного доступа таможенных органов к информационным ресурсам ФТС РФ;
• обеспечение доступа к информационным системам федеральных органов исполнительной власти в области транспорта (Минтранс России, МПС России), федеральных органов исполнительной власти, на которые возложены функции государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (Минэкономразвития России, Минсвязи, МВД России, Госстандарт России);
• обеспечение внедрения электронной формы декларирования;
• создание и внедрение в рамках системы анализа и управления рисками, возникающими при перемещении товаров через таможенную границу РФ, обеспечивающей всесторонний анализ информации, имеющейся в таможенной службе РФ, а также поступающей из других источников.

Качественно новый уровень автоматизации деятельности таможенных органов может быть достигнут, прежде всего, за счет модернизации Центрального вычислительного комплекса, создания автоматизированной информационной системы региона, в том числе региональных вычислительных комплексов.

Развитие ЕАИС предусматривает сквозную комплексную автоматизацию всей таможенной деятельности, обеспечение централизованного управления процессами осуществления таможенных операций и таможенного контроля, принятия управленческих решений на всех уровнях, оперативного доведения распорядительной и справочной информации «сверху—вниз».

На реализацию проекта «Модернизация информационной системы таможенных органов» Соглашением о займе от 31.10.2003 г. № 4689-RU между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития выделено 140 млн долларов США.5

Важным направлением работы в комплексе мер по развитию ЕАИС является подготовка документов, регламентирующих порядок организации разработки программного обеспечения ЕАИС, ведения Фонда программных средств ФТС России, организации создания, оснащения подсистем ЕАИС вычислительной техникой и телекоммуникационным оборудованием, проведения аттестации и сертификации информационно-программных средств ЕАИС ФТС России.

В качестве примера внедрения новых информационных технологий в практику таможенного дела следует указать на комплексные автоматизированные системы Аист-РТ21 и ПОТОК-РЕГИОН (Аист-М). Особое внимание уделяется развитию информационных ресурсов типа «Мониторинг», а также внедрению автоматизированных информационных систем, позволяющих взаимодействовать с другими министерствами и ведомствами. К таким системам относится, например, Автоматизированная информационная система ведения Центрального реестра субъектов внешнеэкономической деятельности (АИС ЦРСВЭД).

АИС ЦРСВЭД — единый информационный ресурс, в котором хранятся согласованные сведения о субъектах, когда-либо вступавших в правоотношения с таможенными органами Российской Федерации (субъектов ВЭД) и имеющих упоминания как во внутренних информационных ресурсах (ЕАИС таможенных органов), так и во внешних информационных ресурсах (базах данных ФНС России — ЕГРЮЛ, ЕГРН, БД «Однодневка»).

В соответствии со ст. 106 ТК ТС «Сбор таможенными органами информации о лицах при проведении таможенного контроля»:

1. В целях проведения таможенного контроля таможенные органы вправе осуществлять сбор информации о лицах, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, связанную с перемещением товаров через таможенную границу, либо предпринимательскую деятельность в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем, включающей сведения:

1) об учредителях организации;
2) о государственной регистрации юридического лица либо в качестве индивидуального предпринимателя;
3) о составе имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности;
4) об открытых банковских счетах;
5) о деятельности в сфере внешнеэкономической деятельности;
6) о местонахождении организации;
7) о постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика и об идентификационном (регистрационном, учетном) номере налогоплательщика;
8) о платежеспособности лиц, включенных в реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;
9) в отношении физических лиц — о персональных данных граждан (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, пол, адрес места жительства, сведения из документа, удостоверяющего личность, идентификационный (регистрационный, учетный) номер налогоплательщика (при наличии), а также о частоте перемещения ими товаров через таможенную границу).

2. Лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, имеют право на ознакомление с документированной информацией о себе, имеющейся у таможенных органов, и на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности.

3. Сбор информации о лицах осуществляется таможенными органами при совершении таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, а также посредством получения указанной информации от других государственных органов государств — членов Таможенного союза.

Внедрение новых комплексных автоматизированных систем, имеющих многоуровневое построение и обеспечивающих автоматизированную поддержку широкого спектра информационных таможенных технологий, требует проведения циклического тестирования сложных систем, макетирования, ситуационного моделирования и контроля качества программных и аппаратных комплексов ЕАИС. Именно для решения этих задач в 2000 г. в ГНИВЦ был создан отдел стендовых испытаний и тестирования информационных технологий. На аппаратном комплексе имеющегося в отделе стенда осуществляется развертывание макетов информационных систем и их компонентов, проводятся приемо-сдаточные работы и стендовые испытания разрабатываемых и модернизируемых программных средств ЕАИС. На материально-технической базе отдела созданы и постоянно поддерживаются в актуальном состоянии стендовые образцы автоматизированных систем осуществления таможенных операций и таможенного контроля. Среди них системы «АИСТ-РТ21», «АИСТ-М», «Авто-Транспорт», электронного декларирования.

Новый этап в развитии систем информационного взаимодействия был достигнут при реализации проекта «Зеленый коридор», когда по спецификациям и техническим условиям, разработанным специалистами ГНИВЦ, в течение 6 месяцев были разработаны программные средства в таможенных службах России, Швеции и Финляндии (рис. 34). При этом каждый из участников проекта самостоятельно и независимо друг от друга разрабатывал свою часть. Дальнейший опыт внедрения данного проекта, ход тестирования и эксплуатации полностью подтвердили правильность предложенных ГНИВЦ подходов к проектированию и разработке системы.

Использование процедуры «Зеленый коридор» при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации позволило:

• упростить таможенные операции при перемещении товаров из стран ЕС в Российскую Федерацию;
• организовать перевозки грузов в соответствии с международными принципами;
• создать предпосылки для внедрения электронного декларирования товаров;
• осуществлять предварительное декларирование товаров.

В 2004—2005 гг. разработана новая система взаимного обмена информацией между ФТС России и Европейским бюро по мошенничеству (OLAF).6 Архитектура этой системы была предложена ГНИВЦ, и сейчас это одна из первых практических реализаций системы класса «В2В»7 в правительственных структурах Евросоюза. Планируется, что после отработки новой системы с ФТС России OLAF распространит ее и на другие страны ЕС.

Еще одним примером успешной работы со странами ЕС является реализация в 2004 г. автоматизированной системы «Калининградский транзит» (рис. 35).

В ходе проведенных переговоров были достигнуты соглашения о подключении России к NCTS (New Computerised Transit System) — общеевропейской компьютеризированной системе управления транзитными грузами. Это первый случай, когда Евросоюз согласился на подключение к своей электронной системе страны, не являющейся участником Конвенции о процедуре общего транзита.

<<   [1] ... [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] ...  [66]  >> 


Контактная информация: e-mail: [email protected]   
Все о таможне