ИСТОРИЯ
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

В.В. Макрусев, В.А. Черных. «Управление таможенным делом»

• проблема эффективности как основной вопрос в организационном анализе;

• проблема осуществления системных изменений в организациях или проблема организационного развития.

Основные причины наличия таких проблем следующие:

• государственные организации отличаются своеобразием по характеру своего рождения и развития (наличие влиятельной совокупности интересов);

• определяющее значение имеет наличие харизматической составляющей в решении проблем развития;

• сопротивление переменам;

• сложность объекта и ограниченные возможности существующего теоретического и методического инструментария.

Наиболее распространенным инструментом решения задачи развития социо-экономико-технологических систем (именно к этому виду систем и относятся таможенные системы) являются технологии экспертно-аналнтического проектирования (моделирования) в самых их различных формах.

Инструментальное наполнение такой технологии во многом зависит от сложности решаемой задачи и выбранной теоретико-методологической школы. Наиболее известные — школы стратегического моделирования, позиционирования, обучения, организационного развития. Теоретико-методологическая платформа решения задач развития представлена на рис. 11.2.

Как известно таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования

Развитие таможенного дела России — это:

• системная задача формирования результативных методов и средств реализации общегосударственной функции таможенного регулирования, закрепленной Конституцией Российской Федерации;

Рис. 11.2. Теоретико-методологическая платформа решения задач развития

• процесс таможенного строительства, осуществляемый в условиях стратегических изменений (например, изменений в мировой экономике и международных экономических отношениях, в политике, в экономике, в сфере ВЭД России);

• институциональные преобразования таможенного дела или Федеральной таможенной службы (таможенных органов) России в соответствии с условиями стратегической перспективы;

• стратегическое направление деятельности руководителей таможенных органов России.

11.2. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Увеличение объемов международного товарооборота и транзитных перевозок, политико-экономические и социальные изменения, проявления мирового финансово-экономического кризиса и его последствий, затрагивающих мировое сообщество в целом и Российскую Федерацию в частности, предъявляют новые требования к эффективности деятельности государственных институтов, в том числе и Федеральной таможенной службы России.

Современные таможенные институты вынуждены непрерывно адаптироваться к изменяющимся условиям, продолжая развиваться, и это развитие становится не только следствием естественной эволюции, но и результатом целенаправленных усилий их субъектов управления (руководителей). В соотношении «управление функционированием (деятельностью) — управление развитием» в последнее время все больший удельный вес и большую значимость приобретает управление развитием. В связи с этим меняется и содержание управленческой деятельности оно в меньшей степени направлено на администрирование, а в большей на преобразования, основанные на прогнозировании условий и планировании перспектив и направлений развития Федеральной таможенной службы.

На современном этапе Федеральная таможенная служба России находится в активной стадии институциональных преобразований: формируются новые подходы к таможенному администрированию, внедряется новая философия таможенного дела — «контроль в виде сервиса».

Трансформация таможенной системы в систему таможенных услуг становится ключевым фактором вхождения России в Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли — это главный вектор развития таможенной службы, ориентирующий ее на совершенствование существующих и создание новых типов организационно-экономических и технологических инструментов качественной и эффективной реализации политики государства в развитии экономики и внешнеторговой деятельности России.

На развитие таможенной службы в настоящее время оказывают значимое влггяние следующие группы факторов макроэкономические (изменения в экономике, нестабильность рынков, динамика цен на товары); геополитические (уровень развития внешнеполитических связей и транспортного сообщения); нормативно-правовые (изменения норм законодательства в области таможенно-тарифной и налоговой политики, а также уголовного, административного, уголовно-процессуального, валютного законодательства, международных норм в области внешней торговли); внутритаможенные (развитие таможенной и транспортно-логистической инфраструктуры, внедрение современных информационных таможенных технологий, коммуникационного оборудования).

Важнейшими факторами, влияющими на функционирование таможенных оргаггов и стимулирующими их развитие в современных условиях являются: рост внешнеторгового оборота Российской Федерации, дисбаланс в инфраструктурном развитии центрального района и приграничных субъектов страны, необходимость решения проблемы чрезмерной транспортной нагрузки на крупные транспортные узлы в пределах крупных российских городов (в первую очередь, это касается Москвы и Санкт-Петербурга, а также других мегаполисов страны).

Институциональное развитие в таможенной сфере представляет собой процесс формирования идей, концепций, нормативно-правового обеспечения, программ и механизма качественного преобразования (развития) Федеральной таможенной службы России. Под управлением институциональным развитием при этом предлагаем понимать процедуру анализа и выбора одной из приемлемых альтернатив при создании нового таможенного института или качественном преобразовании существующих таможенных институтов.

<<   [1] ... [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] ...  [136]  >> 


Контактная информация: e-mail: [email protected]   
Все о таможне