ИСТОРИЯ
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

В.В. Макрусев, В.А. Черных. «Управление таможенным делом»

Рис. 11.8. Место механизма управления институционализацией в системе управления таможенной службой

В этом случае запускается процесс формирования нового механизма развития: создается новая Концепция развития таможенных органов, программы развития, планы и пр. Далее, на фогте деятельности таможенных органов происходит реализация нового механизма развития, внедрение новой Концепции, а информация, поступающая по каналу, связывающему аналитическую подсистему и подсистему управления развитием, позволяет делать выводы о том, насколько данная Концепция (программа) и меры, принимаемые для ее реализации в данный конкретный момент, совпадают. По указанному каналу осуществляется мониторинг состояния системы таможенных органов при реализации Концепции и программы развития таможенных органов.

В случае если на фоне функционирования таможенных органов при одновременной реализации определенной принятой Концепции развития появляются новые факторы, на которые система ранее не реагировала. появляется и начинает функционировать третий канал, связывающий информационно-аналитическую систему и механизм развития Следовательно, целесообразно запускать весь механизм развития — сформулировать новую Концепцию, цели, критерии, функции, методы, программы. Данным механизмом также необходимо управлять, что и осуществляет система управления развитием. Указанное формулирование будет происходить на фоне функционирования, на фоне реализации старой Концепции, что в конечном итоге приведет к появлению новой Концепции. Учитывая эволюционный характер системы, такое развитие будет происходить постоянно. Следовательно, управление развитием, в таком случае, — это итерационный процесс.

Таким образом, управление функционированием таможенных органов идет в рамках сложившегося старого механизма развития. Система управления развитием, в рамках сложившейся новой Концепции (программы развития), отслеживает выполнение достижения целей Концепции (программы) по своему каналу. Механизм стратегического управления развитием включает в себя механизм развития и систему управления функционированием.

Связь элементов механизма обеспечивается посредством обмена информацией по определенным каналам. Информационный канал, связывающий механизм развития с подсистемой управления функционированием, предназначен для оперативного принятия решений по реальному функционированию, для решения тактических задач Информационный канал, связывающий механизм развития с подсистемой управления развитием, предназначен для обмена информацией, необходимой для осознания того, насколько принятый и существующий механизм развития реализован и какие существуют проблемы в его реализации и т. д.

Для разработки концепции управления процессом развития таможенных органов России важным представляется выделить ключевые параметры их институционализации, на которые необходимо направлять управляющие воздействия со стороны субъекта управления. Они выявляются в ходе проведения анализа результатов мониторинга таможенной деятельности и институциональной среды ее функционирования и представляются в качестве констант «матрицы институционализации». Основная задача управления институциональным развитием таможенных органов состоит в следующем: на основе зарождающихся сегодня реальных тенденций, которые в перспективе могут стать доминирующими. необходимо представить основные контуры таможенной службы как социально-экономического института государства, адекватные новым институциональным условиям, а также стратегическим изменениям в обществе, государстве и в мире в целом

В качестве инструмента управления институциональным развитием таможенных органов предлагается использовать матрицу изменений, разработанную Милгромом и Робертсом. При построении «матрицы институционализации» целесообразно взять за основу идеи о структурных компонентах и функциях института П. Бергера, X. Веблена, Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, а также родовые признаки института по типологии А.И. Пригожина (устойчивая социальная целостность с регламентированным поведением людей, действующая для достижения цели; наличие основных функций; наличие ресурсов, наличие субкультуры и т. д.).

В зависимости от целей анализа и реформирования в качестве ключевых элементов «матрицы институционализации» могут выступай миссия таможенной службы, стратегические цели, тактические задачи (выраженные через систему показателей): принципы функционирования таможенной службы как института государства; основные функции; технологии, применяемые при осуществлении функций; организационная структура; система и методы управления; социальные роли и статусы, персонал, штатная численность; организационная культура, ценностные ориентации; система запретов и императивов. Выбор указанного инструмента обусловлен, прежде всего, его широкими возможностями по осуществлению анализа, контроля и процедуры выбора развития таможенных органов в новых институциональных условиях, тем самым делая этот процесс управляемым.

Структурные элементы «матрицы институционализации» позволяют одновременно исследовать и анализировать:

• таможенную службу как социально-экономический институт государства с точки зрения феноменологии (описание таможенной службы как системы, состоящей из различных институциональных подсистем) — срез системы в определенный момент времени;

• эволюцию таможенной службы как института, посредством сопоставления динамики и характера изменения ее структурных элементов (описание параметров изменения таможенной службы как системы и факторов, обеспечивающих эти изменения), что позволяет прогнозировать развитие таможенных органов в конкретных институциональных условиях в стратегической перспективе — эволюция среза в течение определенного периода Таким образом, специальный анализ динамики констант «матрицы институционализации» позволяет: исследовать факторы и детерминанты функционирования таможенных органов; определять специфику и закономерности их развития; выявлять доминирующие тенденции институционализации таможенной службы как социально-экономического института государства на протяжении ряда этапов ее развития; формулировать основные рекомендации по управлению процессом развития таможенных органов в новых институциональных условиях, которые могут стать основой для разработки и реализации стратегии развития таможенной службы России в XXI в.

<<   [1] ... [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] ...  [136]  >> 


Контактная информация: e-mail: [email protected]   
Все о таможне