ИСТОРИЯ
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

В.В. Макрусев, В.А. Черных. «Управление таможенным делом»

Этап 2 — Определение связей и характера взаимодействий. После описания существующих институциональных характеристик — констант создается горизонтальная треугольная базовая матрица (1), позволяющая выявить наличие взаимосвязей и определить их характер, идентифицировать дополняющие и дисфункционирующие константы. Треугольная матрица объединяет все институциональные характеристики в базовую матрицу взаимодействия и в точке их «пересечения» знак «+» обозначает, что они являются дополняющими, а знак «—» — что они являются дисфункционирующими. Аналогично строится вертикальная базовая матрица (2) для планируемого набора констант.

Этап 3 — Определение переходных взаимодействий. На третьем этапе строится базовая матрица переходного состояния (3), объединяющая горизонтальную и вертикальную матрицы. Базовая матрица переходного состояния помогает определить степень трудности перехода от существующего состояния системы к желаемому (требуемому) состоянию. Практическое значение третьей матрицы состоит в том, что она показывает характер взаимодействия существующих и перспективных констант в процессе перехода от существующих параметров системы — к новым. Как видно на рис. 11.9, большинство гипотетически предполагаемых переходов от существующих констант к желаемым характеристикам противоречат друг другу.

Устранение таких возникающих противоречий предполагает дополнительные затраты, которые должны быть учтены при разработке стратегии развития таможенных органов, разработки программ и планов внедрении изменений.

Этап 4 — Экспертная оценка процесса институционализации. Важную роль при использовании предлагаемой матрицы играет оценка существующих и внедряемых институциональных характеристик экспертами, инициаторами и организаторами процесса изменений. Каждая константа оценивается экспертами, составляющими матрицу, по специальной шкале (табл. 11.3).

На основе экспертных опенок формируются программа и соответствующий план реализации предложенных изменений с учетом комплекса мер по устранению выявленных противоречий и усилению положительных эффектов.

Практическая значимость применения матрицы институционализации в управлении развитием таможенных органов состоит в том, что она является полезным инструментом, который дает ответы на такие важные вопросы, как: выполнимость изменений, последовательность выполнения изменений, решение вопросов синергетического позиционирования, скорость и характер изменений, опенка изменений экспертами и организаторами данного процесса. Подведение результатов позиционирования констант на матрице институционализации позволит обеспечить руководство высшего звена информацией, являющейся стартовой для осуществления преобразований и определения направлений дальнейшего развития таможенных органов.

Рис. 11.9. Матрица институциализации: сценка сложившейся ситуации и управление изменениями

Считаем целесообразным кратко обозначить ключевые методические рекомендации по применению «матрицы институционализации» и подведению итогов ее реализации на практике. Анализ полученных результатов целесообразно начинать с обшей оценки выполнимости изменений. Если существующая в настоящий момент система институциональных констант устойчива (существующие константы усиливают друг друга, установлено их положительное влияние, эксперты высоко оценивают значимость этих констант), осуществить переход к новой системе будет довольно трудно.

Таблица 11.3. Шкала значимости институциональных констант, оцениваемой экспертами
Оценка Значимость институциональной константы в эффективной ор1анизэции таможенной деятельности Целесообразные действия
+2 Крайне важна Необходимо сохранить
+1 Важна Желательно сохранить
0 Безразлично Можно пренебречь
-1 Создает некоторые трудности Желательно заменить/трансформировать
-2 Создает существенные трудности Необходимо заменить/трансформировать

Если планируемое качественно новое состояние таможенных органов имеет много отрицательных взаимосвязей, следует пересмотреть их необходимость, при этом обращая внимание на характер и направленность предполагаемых изменений. В случае если планируемая система имеет небольшое количество взаимодействий, существует лишь небольшая вероятность того, что компоненты новой системы будут сильно взаимосвязаны. Следовательно, перед руководителями таможенных органов (экспертами, организаторами изменений) снова возникнет серьезный вопрос о целесообразности внедрения намеченных преобразований.

Рассматривая вопрос о последовательности проведения изменений также необходимо помнить, что наиболее легко устраняемые проблемные характеристики констант — те. которые противоречат существующей институциональной среде. Если сложившаяся в определенный момент времени устойчивая система имеет мало противоречащих друг другу констанг, то процесс осуществления управления развитием целесообразно начинать с изменения констант, не имеющих усиливающего эффекта на другие. Проще и быстрее происходит внедрение элементов, дополняющих уже существующие константы. Такие константы могут служить мостом для достижения желаемого институционального состояния организации. Однако изменения нужно проводить весьма осторожно, поскольку усиление потенциально неэффективной константы создает систему, менее поддающуюся изменениям.

<<   [1] ... [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] ...  [136]  >> 


Контактная информация: e-mail: [email protected]   
Все о таможне