ИСТОРИЯ
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

В.В. Макрусев, В.А. Черных. «Управление таможенным делом»

Проблемы теоретико-методологического характера связаны с постановкой перечисленных проблем как основным видом деятельности руководителей таможенных органов. Однако качество принимаемых решений определяется не только профессиональными способностями руководителя, но и наличием адекватного теоретико-методологического инструментария для их решения или научно-методического обеспечения управления.

Общая структура проблем системы таможенного дела представлена на рис. 12.2.

Подводя итог, можно сказать, что представленные проблемы в целом составляют комплекс проблем развития. И их решение актуально не только для создания качественной, высокоэффективной системы таможенных органов, но и для обеспечения ее целостности и конкурентоспособности в сфере государственного управления, таможенных услуг.

Процесс разработки и внедрения новой системы таможенной организации — это процесс решения соответствующих проблем развития. Практически он состоит из пяти взаимосвязанных управленческих этапов:

1) формирование научно-методического обеспечения развития:

2) мониторинг и системный анализ факторов развития и существующей системы таможенного администрирования;

3) формирование видения и ситуационное моделирование будущей системы;

Рис. 12 2. Структура комплекса проблем системы таможенного администрирования

4) постановка глобальных целей, разработка стратегии и программ развития системы;

5) проектирование, внедрение и оценка системы.

Каждый этап может быть соотнесен с отдельной задачей управления развитием системы таможенных органов. Схематично такой процесс представлен на рис. 12.3. Все вместе пять этапов-задач составляют процесс ситуационного стратегического управления.

Важно заметить, что термин ситуационное управление чаще употребляется при решении задач оперативного управления В нашем же случае рассматриваются ситуации, в которых факторы, воздействуя на систему таможенных органов, вызывают в ней проблемы по сохранению ее целостности, по достижению ее целей, по решению задач развития. Соответственно, речь идет о ситуационном управлении системой в целом, о ситуационном моделировании, о ситуационном стратегическом управлении.

Рассматриваемые ситуации порождают типичные системные проблемы, которые возникают в процессе таможенной организации. Такие проблемы требуют анализа различных вариантов стратегических действий, ситуационного моделирования направлений развития системы таможенных органов, практических решений по стратегии и программам развития. Исследование таможенного дела в таких ситуациях требует применения инструментов системного анализа, ситуационного и стратегического управления.

В данном случае, под ситуационным стратегическим управлением будем понимать процесс принятия системных решений в различных ситуационных условиях развития системы таможенных органов. Вариативный характер условий развития влечет за собой решение задач стратегического управления для каждой возможной ситуации, при этом структура процесса, представленного на рис. 12.3, остается универсальной.

Рис. 12 3. Процесс ситуационного стратегического управления

Формирование перспективной системы таможенных органов происходит под воздействием широкого спектра действующих и прогнозируемых факторов Все это — определенные ситуационные условия ее развития. Например, в настоящее время разрабатываются и внедряются новые стандарты, концепции, стратегии и программы модернизации и развития таможенного дела. В процесс управления таможенными органами и в операционные процессы их деятельности внедряются инновационные таможенные процедуры и технологии. Модернизируется инфраструктура, совершенствуются нормативно-правовое и другие виды обеспечения таможенной деятельности. Развиваются теории, методологии и инструментарий таможенного менеджмента.

Однако перечень условий развития не всегда достаточно определен. Как правило, все рассматриваемые условия не согласованы и не структурированы Процесс же принятия управленческих решений, в том числе и решений по развитию, в определенной мере субъективен. Кроме того, наличие неопределенности в стратегической перспективе, ее динамический характер предъявляют особые требования и особым образом усложняют сам процесс подготовки и принятия управленческих решений в таможенных органах.

Такие решения принимаются руководителем (лицом, принимающим решение — ЛПР) и/или экспертами преимущественно на основе интуиции и/или рациональных способов решения. В основе процесса принятия решения — знания ЛПР и экспертов о действующем институте, его окружении, практический опыт принятия и оценки управленческих решений, собственные представления о будущей системе — ее неструктурированное видение.

С чисто формальных позиций процесс принятия решения по развитию института таможенных органов — это процесс структуризации видения руководителем и/или экспертом стратегической перспективы, формирование знаний и ситуационная адаптация знаний под реальные условия таможенного строительства. В силу динамичности факторов развития, сложности самой системы таможенных органов процедура принятия решений является итеративной, регулярной и носит ситуационный характер И поскольку в конечном итоге решается проблема развития системы, то по своему содержанию — это процедура принятия ситуационного стратегического решения.

<<   [1] ... [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] ...  [136]  >> 


Контактная информация: e-mail: [email protected]   
Все о таможне