ИСТОРИЯ
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

В.Г. Свинухов. «Таможенное дело»

Потребность в государственном контроле и ограничении внешнеторговых операций неодинакова в отношении тех или иных товаров и изменяется в отдельные периоды времени. Поэтому инструментарий, применяемый в торгово-политических интересах, чрезвычайно многообразен. Причем не все используемые средства признаются международным сообществом допустимыми.

В рамках торговой политики тесно переплетаются экономические, политические, административные, организационные, правовые и иные вопросы. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности изучает преимущественно экономические предпосылки и последствия осуществления мер торговой политики, оставляя правовые, организационные вопросы на рассмотрение специализированных отраслей науки, таких как международное торговое право, международный маркетинг и др.

В экономической литературе и нормативных документах широкое распространение получил термин «нетарифные меры» регулирования внешнеторговых операций. Под указанным термином понимаются практически все средства контроля и ограничения импорта и экспорта товаров, за исключением таможенного тарифа.

Инструменты государственного регулирования ВЭД по своему характеру делятся на тарифные, основанные на использовании таможенного тарифа, и нетарифные — все прочие методы (рис. 9.1).

Классификация инструментов государственного регулирования ВЭД на тарифные и нетарифные методы впервые была предложена Секретариатом Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) в конце 60-х гг. Это же Соглашение определило нетарифные ограничения (НТО) как «любые действия, кроме тарифов, которые препятствуют свободному потоку международной торговли».

Единой международно принятой классификации нетарифных барьеров пока не выработано. Свои варианты классификации предлагают ГАТТ/ВТО, Международная торговая палата, Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Международный банк реконструкции и развития, Тарифная комиссия США, а также экономисты — исследователи в области мировой экономики. Классификационная схема, разработанная Секретариатом ГАТТ в начале 70-х гг., к настоящему времени насчитывает более 800 конкретных видов нетарифных мер и объединяет все НТО в пять основных категорий:

1) ограничения, вызванные участием государства во внешнеторговых операциях: субсидии и дотации экспортерам или импортозамещающим отраслям, предпочтительная система размещения государственных заказов, использование местных полуфабрикатов и узлов на определенных условиях; меры, дискриминирующие перевозку иностранных товаров и иностранных перевозчиков и проч.;
2) таможенные и иные административные импортные и экспортные формальности, например усложненная процедура таможенного оформления, а также методы оценки таможенной стоимости и страны происхождения товара; завышенные требования к необходимой для оформления документации;
3) технические барьеры в торговле: стандарты и требования, связанные с экологическими, санитарными, ветеринарными нормами, упаковкой и маркировкой товара, правила и порядок сертификации продукции;
4) количественные и сходные с ними административные меры, в частности импортные квоты, экспортные ограничения, лицензирование, добровольные ограничения при экспорте, запреты, а также валютные ограничения;
5) ограничения, основанные на принципах обеспечения платежей, а именно: налоги, сборы, импортные депозиты, скользящие налоги, антидемпинговые и компенсационные пошлины, пограничное налогообложение.

Данная классификация нетарифных ограничений и составленный на ее основе каталог нашли широкое применение в ходе международных торговых переговоров и послужили теоретической базой для формирования классификационных схем НТО другими международными организациями.

ЮНКТАД причисляет нетарифные ограничения ко «всем видам регуляций, действий или других процедур, предпринимаемых правительствами, которые могут оказывать ограничительное влияние на международную торговлю.

Секретариат ЮНКТАД разработал свою систему классификации, предполагающую деление всех нетарифных ограничений на три группы. Основополагающим критерием ранжирования была избрана целевая направленность НТО.

В начале 80-х гг. в целях накопления на комплексной и систематической основе информации о фактах применения НТО и последующей оценки воздействия их на торговлю Секретариатом ЮНКТАД была создана база данных по нетарифным мерам, в основу систематизации которой было заложено разграничение всех НТО на две классификационные схемы.

Первая учитывала НТО, применяемые в отношении конкретных товаров (первая часть базы данных), вторая — нетарифные ограничения общего характера (вторая часть базы данных). В общей сложности было указано более 200 видов нетарифных мер.

Применяемые в отношении конкретных товаров меры были классифицированы по пяти категориям, которые, в свою очередь, подразделялись на 11 подкатегорий, 33 раздела, 34 подраздела и 23 статьи. Структура данной классификационной схемы была представлена следующим образом:

1-я категория — фискальные меры (различного рода тарифы, пошлины, налоги);

2-я категория — меры по ограничению объема (запрещения, квоты, «добровольные» ограничения экспорта, а также государственная монополия на внешнюю торговлю);

3-я категория — разрешения на импорт (неавтоматические: адискреционные разрешения — лицензирование, декларация с подтверждением, разрешения отдельным покупателям; условные разрешения — в зависимости от экспорта, от осуществления национальных поставок, от закупки национальной продукции и т.п.; автоматические разрешения — лицензия для целей контроля, автоматическое лицензирование декларация без подтверждения и т.п.);

<<   [1] ... [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] ...  [94]  >> 


Контактная информация: e-mail: [email protected]   
Все о таможне