ИСТОРИЯ
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

В.Г. Свинухов. «Таможенное дело»

В рамках ВТО действует Соглашение по техническим барьерам в торговле. Цель его — не допустить положения, при котором технические условия и стандарты, а также процедуры испытаний и сертификации создавали бы препятствия для международной торговли. Однако данное Соглашение признает, что государства вправе устанавливать защиту, например, жизни людей, животных и растений или окружающей среды на национальном уровне, который они сочтут необходимым, т.е. законодательные меры, принятые в разных государствах, могут различаться.

Под техническими мерами (барьерами) следует понимать такие НТО, которые основаны на соблюдении национальных требований к техническим характеристикам товаров, специальных требований к качеству товаров, их соответствии санитарным, фитосанитарным и ветеринарным требованиям, системам сертификации и др. Понятие технических барьеров оправданно дополнить требованием по соблюдению прав интеллектуальной собственности.

Из предложенной классификации видно, что технические меры включают разрешительную систему, которая осуществляется через контроль государственных органов, например предоставление к таможенному оформлению документов отдельных министерств и ведомств, при ввозе радиоэлектронных средств, культурных ценностей, I оружия и боеприпасов невоенного назначения и других товаров. Данные разрешения необходимы, если на государственном уровне установлен разрешительный порядок перемещения через таможенную границу отдельных категорий товаров.

В связи с тем что на территории России контролю качества придается большое значение, условно их можно назвать специальными требованиями к качеству товаров и отнести к категории технических барьеров. В данную категорию должны входить сертификация товаров и продукции, фитосанитарный контроль, ветеринарный контроль, санитарный контроль, требования экологического характера и др.

Под техническими условиями следует понимать требования к упаковке, маркировке, заполнению инструкций на национальном языке и т.д., а также проведение различного рода экспертиз как таможенными, так и специально аккредитованными лабораториями (рис. 9.5).

Отнесение к категории технических барьеров требований по защите прав на интеллектуальную собственность обусловлено следующим обстоятельством. Из всех существующих определений мер нетарифных ограничений следует, что именно к этим мерам можно отнести активно формирующийся порядок перемещения через таможенную границу товаров, имеющих признаки объектов интеллектуальной собственности (ОИС).

В целях обоснования данной позиции необходимо обратиться к общепринятому определению, трактующему интеллектуальную собственность как совокупность исключительных прав личного и имущественного характера на результаты интеллектуальной и творческой деятельности, а также на некоторые иные приравненные к ним объекты, конкретный перечень которых устанавливается законодательством соответствующей страны с учетом принятых международных обязательств.

Система правовой охраны интеллектуальной собственности включает четыре самостоятельных института, представляющих российское законодательство об интеллектуальной собственности: авторское право, патентное право, законодательство о средствах индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг), законодательство о нетрадиционных объектах интеллектуальной собственности.

Перспектива повышения эффективности таможенного контроля за перемещением товаров с признаками ОИС обусловлена стремлением России стать полноправным членом ВТО. А одним из непременных условий принятия Российской Федерации в эту организацию является приведение в соответствие с международными правовыми нормами российской законодательной базы в части, касающейся охраны прав на ОИС. Учитывая стремление России к интеграции в мировую экономику, формирование эффективно действующего механизма таможенного контроля ОИС следует рассматривать как закономерный и неизбежный процесс.

6. Неэкономические методы регулирования

В числе нетарифных средств регулирования ВЭД находятся правовые инструменты, которые в подробностях изучаются международным правом, но тесно связаны с международной экономикой. Это торговые договоры и режимы (рис. 9.6).

На двусторонней основе торговые отношения между государствами регулируются с помощью торговых договоров и соглашений, которые заключаются между странами на уровне исполнительной власти (между правительствами) и подлежат ратификации законодательной властью (парламентом). Они заключаются обычно на пять — десять лет и подлежат периодическому пересмотру.

Торговый договор (соглашение о торговле) — это вид межгосударственных договоров, устанавливающий принципы и режим двусторонней торговли.

Основополагающим принципом международного права является то, что каждое государство обладает исключительной юрисдикцией над своей территорией, и все юридические и физические лица, находящиеся на этой территории, подпадают под его юрисдикцию. Поэтому для оценки торговых договоров вопросом принципиальной важности является режим, который предоставляется на территории данного государства иностранным товарам, услугам и капиталу.

В практике регулирования международной торговли наиболее часто используются следующие режимы.

<<   [1] ... [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] ...  [94]  >> 


Контактная информация: e-mail: [email protected]   
Все о таможне