ИСТОРИЯ
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

В.Г. Свинухов. «Таможенное дело»

К категории защитных мер следует отнести дополнительные таможенные обложения (различного рода налогообложения — налог на добавленную стоимость, акцизы, другие специальные налоги) и особые виды пошлин.

НДС, акцизы и другие налоги применяются как нетарифные меры регулирования внешнеэкономической деятельности, направленные па защиту интересов отечественных производителей и стимулирование конкурентоспособности отечественных товаров наряду с тарифными мерами регулирования. Поэтому данные налоги регулируют цену импортных товаров на внутреннем рынке и защищают отечественные товары от иностранной конкуренции.

К особым видам обложения в рамках нетарифного регулирования относят антидемпинговые, компенсационные и специальные пошлины.

Общим условием для применения особых видов пошлин является го, что они могут применяться только тогда, когда ввоз товаров наносит или может нанести ущерб отечественным производителям подобных товаров либо может препятствовать организации или расширению производства таких товаров. Для введения этих видов пошлин требуются предварительные специальные расследования.

Антидемпинговые пошлины вошли в практику мировой торговли на рубеже XX и XXI в. как реакция на способность формирующихся монополий преодолевать таможенные барьеры путем снижения цен. Эти пошлины следует рассматривать в качестве орудия дискретного действия — их применяют в размере 50—100% по большей части к импорту иностранной продукции по ценам, которые могут быть признаны демпинговыми, а само расширение импорта — дезорганизующим местный рынок.

В международной торговой практике долгое время не было четкого общепризнанного определения демпинга, что открывало путь произволу таможенных властей, особенно в периоды экономических затруднений. Статья VIII ГАТТ и принятый Антидемпинговый кодекс ГАТТ в определенной степени кодифицировали обстоятельства, при которых импорт может трактоваться как демпинговый.

Компенсационная пошлина устанавливается в случаях ввоза на таможенную территорию страны товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит ущерб отечественным производителям подобных товаров.

Компенсационные пошлины исторически являются реакцией на возросший уровень субсидирования экспорта. Они призваны ликвидировать преимущества такого экспорта путем дополнительного обложения, как правило, в размере, близком к величине субсидии. Они применяются и в тех случаях, когда уровень импортных цен не дает оснований для антидемпинговых акций, но является «излишне» конкурентоспособным по сравнению с уровнем внутренних цен.

Специальная пошлина применяется в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию страны в количестве и на условиях, наносящих или могущих нанести ущерб отечественным производителям подобных товаров.

Введение экономических защитных мер — процесс кропотливый и длительный, требующий определенных расследований. Только после консультаций, проведенных Россией с заинтересованными странами, которые попадают в поле действия предполагаемой защитной меры, она может быть принята. В ходе этих консультаций может оказаться, что представляемых российской стороной данных недостаточно либо зарубежная сторона выдвинет контраргументы, доказывающие, что существенного ущерба нашим производителям импортируемая в Российскую Федерацию продукция не наносит.

Для принятия решения о применении защитных мер должны быть представлены неопровержимые доказательства причинно-следственной связи между возросшим импортом и серьезным ущербом для национальной промышленности. Этот факт может быть установлен только в результате специального расследования, предусмотренного Федеральным законом от 28 декабря 2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компиляционных мерах при импорте товаров», который определяет процедуру подачи заявления на предмет введения защитных мер и проведения соответствующего расследования.

В ближайшее время в России необходимо создать эффективный механизм для выявления торговых барьеров на пути продвижения экспортных российских товаров на международный рынок, а также информационную базу и институт экспертных оценок для доказательства ущерба или угрозы ущерба отечественным производителям от чрезмерного импорта товаров.

4. Административные меры НТО

Административные инструменты появились в начале XX столетия, когда во внешней торговле активизировалось участие крупных фирм и монополий, обладающих значительными финансовыми ресурсами и возможностями для преодоления тарифных барьеров и уплаты налогов и сборов. Процедура применения административных инструментов намного проще, чем процедура введения и изменения пошлин и других экономических инструментов. Применяются они, когда экономические инструменты оказываются недостаточно эффективными.

Характерно, что ГАТТ/ВТО, отдавая предпочтение экономическим инструментам регулирования, допускает в отдельных случаях применение и административных мер. На практике последние используются все же в гораздо больших масштабах, чем разрешают правила ГАТТ/ВТО, причем нередко в силу необходимости даже в обход этих правил. Таким образом, применяемые в современном мире административные инструменты регулирования импорта, несмотря на их недостатки, следует признать объективной реальностью, формирующей условия международной торговли, и не считаться с этим нельзя. Недооценка административных норм регулирования импорта чревата многими неприятностями для экспортера.

Совокупность применяемых в мире административных инструментов позволяет осуществлять достаточно гибкое регулирование импорта в широком диапазоне. Посредством этих инструментов правительство может полностью запретить закупку нежелательных иностранных товаров или ввоз их из конкретных стран, удерживать импорт на строго определенном уровне, увеличивать или сокращать его по отношению к внутреннему потреблению, строго контролировать импорт, не влияя на динамику и структуру товарооборота, и в необходимых случаях быстро его ограничить.

<<   [1] ... [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] ...  [94]  >> 


Контактная информация: e-mail: [email protected]   
Все о таможне