ИСТОРИЯ
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

В.Г. Свинухов. «Таможенное дело»

Что касается экспорта, то применение административных инструментов, как и в случае с применением экономических, достаточно ограничено и связано с развитием отечественной промышленности и сырьевым экспортом, характерным для России.

В период резкого ухудшения состояния экономики, инфляции и различий между внутренними и мировыми ценами государство в интересах мобилизации и лучшего использования ограниченных ресурсов поставлено перед необходимостью, в первую очередь, прибегать к административным инструментам, которые ограничивают импорт и экспорт, минуя механизмы спроса и предложения.

При использовании административных ограничений импорт особенно важно предусмотреть разработку системы мер, не только контролирующих, но и стимулирующих процесс достижения поставленной цел и, а также своевременного устранения негативных явлений в экономике и социальной сфере, вероятность которых в данном случае объективно выше, чем при разумном применении экономических инструментов. В противном случае административные меры могут стать препятствием и для структурных преобразований, и для интеграции в мировое хозяйство, т.е. для того, что обеспечивает экономический прогресс (рис. 9.4).

Из предложенной классификации мер нетарифного регулирования видно, что составной частью нетарифных ограничений является административный метод, к которому следует отнести запреты (эмбарго), лицензирование, квотирование, а также экспортный контроль.

Эмбарго — наиболее жесткая торгово-политическая мера нетарифного характера, признанная международной практикой. Запреты могут применяться как отдельными, так и несколькими государствами на основе международных согласований и решений, как правило, и рамкам ООН.

Запреты можно разделить на две формы — открытые и завуалированные. В Российской Федерации в целях защиты отечественных производителей временно был установлен запрет на ввоз (кроме транзита) этилового спирта на территорию России сроком до 1 января 2002 г. 1ще одним примером прямого запрета может служить запрет на ввоз печатной продукции, кино-, фото-, аудио- и видео материалов, направленных на пропаганду фашизма, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, введенный Указом Президента РФ от 23 марта 1995 г. № 310 «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма».

Лицензирование и квотирование внешнеторговой деятельности, как и другие инструменты государственного регулирования, вводятся и целях защиты национальных интересов страны, отечественных товаропроизводителей и защиты национального рынка от дезорганизующего импорта и экспорта.

Лицензирование — это метод государственного регулирования экспортно-импортных операций через разрешения (лицензии), выдаваемые государственным органом. Лицензирование как одна из форм нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности осуществляется в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 164 «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и другими федеральными законами и правовыми актами. Федеральный орган исполнительной власти, определяемый правительством, формирует и ведет федеральный банк данных выданных лицензий. Порядок формирования и ведения федерального банка выданных лицензий определяется Правительством РФ.

Единый механизм лицензирования внешнеторговой деятельности в России был введен постановлением Правительства РФ от 6 ноябри 1992 г. № 854 «О лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации», в соответствии с которым с 1 январи 1993 г. на территории России был установлен порядок лицензировании экспорта и импорта товаров. Выдача лицензий, как это и принято в мировой практике, сконцентрирована в одном правительственном органе — Министерстве экономического развития и торговли РФ.

Лицензирование можно разделить на два вида — автоматическое и неавтоматическое.

Автоматическое лицензирование в российской практике появилось в 1998 г. Процесс получения автоматической лицензии упрощается тем, что импортер (экспортер), подавая заявку на лицензию, автоматически получает ее без дополнительных разрешений и согласований.

Неавтоматическое лицензирование подразумевает получение лицензий на экспорт (импорт) при соблюдении дополнительных требований (например, получение согласования на ввоз/вывоз товаров и контролирующем органе (министерстве). Если товар подлежит квотированию, необходимо при получении лицензии представить в Министерство экономического развития и торговли РФ документы, подтверждающие выделение квот.

Квотирование — это количественное лимитирование размера импорта/экспорта с помощью так называемых глобальных (нераспределенных), индивидуальных (распределенных), сезонных, тарифных и других видов ограничений (квот). Оно вводится для сбалансированного развития внешней торговли и платежных балансов, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, защиты внутреннего рынка и выполнения международных обязательств. Квотирование является механизмом успешного ведения торговых переговоров, позволяющим достигать взаимовыгодных договоренностей.

Следующая категория административных мер регулирования — экспортный контроль. Согласно Федеральному закону от 18 июля 1999 г. № 183-Ф3 «Об экспортном контроле» он представляет собой комплекс мер, обеспечивающий реализацию установленного порядки ! осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники. Товары, подлежащие экспортному контролю, перемещаются через таможенную границу Российской Федерации при предъявлении лицензии.

<<   [1] ... [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] ...  [94]  >> 


Контактная информация: e-mail: [email protected]   
Все о таможне