ИСТОРИЯ
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

В.Г. Свинухов. «Таможенное дело»

Практика свидетельствует, что высокие ставки пошлин эффективны лишь в случае, когда необходимо ограничить ввоз тех или иных товаров. Если такая цель не ставится, высокие ставки не способствуют ведению честного бизнеса и, в конечном итоге, приводят к сокращению сумм таможенных платежей. Вместе с тем относительное снижение уровня ставок пошлин благоприятно сказывается на внешнеторговой деятельности и позволяет увеличить поступления в бюджет.

Сегодня крайне актуальным вопросом является активизация ввоза в Россию технологического оборудования ввиду высокой степени износа основных фондов на большинстве российских предприятий. Следует отметить, что некоторые виды оборудования в России не производятся, но крайне необходимы для технического переоснащения отечественных предприятий до современного технологического уровня. Поэтому существует необходимость снижения (а возможно, и полной отмены) таможенных пошлин на импортируемое технологическое оборудование, особенно на уникальное, не производимое в России.

С 1 октября 2001 г. были снижены ставки ввозных таможенных пошлин в отношении более чем 400 наименований названного оборудования. С 1 января 2002 г. вступили в силу уменьшенные до 5% (ранее — 10%) ставки пошлин на станки для обработки дерева, что должно способствовать развитию российской деревообрабатывающей промышленности.

В целом при разработке предложений по уровню ставок ввозных таможенных пошлин целесообразно исходить из следующих положений:

• соблюдения принципа эскалации таможенного тарифа, заключающегося в том, что ставки ввозных таможенных пошлин на большинство готовых изделий должны быть выше ставок на сырье или комплектующие элементы, из которых они изготавливаются;
• необходимости обложения минимальными ставками ввозных таможенных пошлин технологического оборудования и сырьевых материалов, производство которых в Российской Федерации отсутствует и в ближайшей и среднесрочной перспективе не планируется.

В табл. 11.8 представлены ставки импортного тарифа РФ в зависимости от степени обработки товаров по некоторым товарным группам и разделам.

Рассмотрев четыре произвольно выбранных нами раздела, выбрав средние ставки по некоторым из товарных групп, мы видим, что таможенные пошлины на сырьевые товары и полуфабрикаты являются довольно высокими, а как видно из данных по разделу IV «Готовые пищевые продукты; алкогольные и безалкогольные напитки и уксус; табак и его заменители» и разделу XV «Недрагоценные металлы и изделия из них», даже превышают тарифные ставки на готовые изделия.

Второе приоритетное направление работы по совершенствованию механизма таможенного регулирования — корректировка специфических составляющих комбинированных ставок, применяемых в отношении ряда товаров, в целях обеспечения адекватности абсолютных размеров таможенной пошлины, рассчитываемой по адвалорной и специфической составляющим комбинированных ставок.

Следует иметь в виду, что, как минимум, в среднесрочной перспективе (два — четыре года) применение комбинированных ставок таможенных пошлин будет неизбежным, поскольку именно этот вид ставок таможенных пошлин является одним из наиболее эффективных средств борьбы с занижением причитающихся к уплате сумм таможенных платежей за счет умышленного занижения таможенной стоимости товаров.

Таблица 11.8. Ставки импортного тарифа Российской Федерации в зависимости от степени обработки товаров (2000—2001 гг.), %

Степень обработки товаров Раздел IV «Готовые пищевые продукты...» Раздел VI «Продукция химической и связанных с ней отраслей промышленности» Раздел XI «Текстильные материалы и текстильные изделия» Раздел XV «Недрагоценные металлы и изделия из них»
средняя ставка по товарной группе средняя ставка по данному разделу средняя ставка по товарной группе средняя ставка по данному разделу средняя ставка по товарной группе средняя ставка по данному разделу средняя ставка по товарной группе средняя ставка по данному разделу
Сырьевые товары 8,64 13,97 5,35 10,14 14,66 16,19 5 11,14
Полуфабрикаты 18,3 13,97 5,12 10,14 5 16,19 14,17 11,14
Готовые изделия 17,9 13,97 9,68 10,14 26,6 16,19 10,93 11,14

Основная работа, касающаяся комбинированных ставок, может быть сосредоточена на обеспечении наиболее полного соответствия между адвалорными и специфическими составляющими комбинированных ставок исходя из реального уровня цен на товары, в отношении которых данные ставки установлены.

Третьим направлением дальнейшей оптимизации мер таможенного регулирования является возможная унификация ставок таможенных пошлин для товаров, имеющих сходные характеристики.

Хотя значительное количество ставок таможенных пошлин было унифицировано в течение 2000—2001 гг. и 2002 г., данная работа может быть продолжена и далее.

Реализация этой задачи позволяет в определенной степени решить проблему уклонения от уплаты таможенных пошлин в полном объеме путем заявления однородных товаров в товарные позиции, имеющие более низкую ставку таможенной пошлины.

Четвертое приоритетное направление работы — активное применение особых видов пошлин — антидемпинговых, специальных, компенсационных, а также расширение практики применения сезонных пошлин.

Практическое использование перечисленных видов пошлин позволяет достаточно эффективно осуществлять выборочную защиту отечественных товаропроизводителей, когда иностранная конкуренция наносит им существенный ущерб. Активизация применения указанных пошлин приобретает особую актуальность в свете переговоров о вступлении России в ВТО.

<<   [1] ... [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] ...  [94]  >> 


Контактная информация: e-mail: [email protected]   
Все о таможне