ИСТОРИЯ
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

В.В. Макрусев, В.А. Черных. «Управление таможенным делом»

Для бюджетных организаций почти все их затраты определяются утверждаемой вышестоящей организацией сметой расходов. Поэтому одним из важнейших элементов системы обеспечения организации различными ресурсами является процесс закупок.

Организация должна обеспечить соответствие закупаемой продукции требованиям, которые устанавливаются на основе показателей качества результатов деятельности организации. С этой целью организация должна оценивать и выбирать поставщиков на основе их способности поставлять продукцию в соответствии с требованиями организации. Для этого должны быть разработаны критерии отбора, оценки и повторной оценки закупаемой продукции и соблюдены определенные принципы взаимодействия с поставщиками.

С целью организации делового взаимодействия потребителей с поставщиками, обеспечения высокого качества продукции и снижения затрат, связанных с входным контролем, многие потребители и поставщики разрабатывают совместные программы решения проблем, связанных с качеством. Совместные конференции, курсы профессиональной подготовки, программы взаимодействия и долгосрочные соглашения помогают улучшить взаимоотношения по проблемам качества результатов деятельности. При этом наблюдается тенденция к сокращению количества поставщиков однотипной продукции.

Организация обеспечения производственного процесса предметами труда. Выполнение функции организации снабжения производственного процесса предметами труда (сырьем, заготовками, материалами и информацией) является важнейшим фактором эффективной деятельности организации. Сущность выполнения этой функции предполагает:

• порядок разработки и мониторинга планов выполнения каждой функции организации, в том числе планов загрузки подразделений;

• обеспечение производственного процесса необходимыми ресурсами (материалами и производственной информацией) в плановые сроки, в том числе наличие системы внутрипроизводственной транспортировки и механизма учета движения (приемки, хранения и выдачи) комплектующих и материалов на складах и в производстве.

Оценка существующего состояния организации снабжения производственного процесса предметами труда с использованием отмеченных выше показателей позволяет выявить ее недостатки. Анализ этих недостатков даст возможность выявить причину каждого из них и разработать комплекс мер по улучшению организации снабжения (обеспечения) производственного процесса предметами труда.

Подготовка системы операционного управления. Одним из ключевых элементов функции «организация» является создание производственной (или операционной) системы. Цель этой системы — обеспечение экономически эффективной реализации намеченных планов. Она определяет процедуру реализации разработанной технологии, методы мотивации персонала, систему учета и контроля результатов деятельности, учитывающую конкретные условиям и обеспечивающую конкурентоспособность результата труда. В процессе построения операционной системы решаются вопросы местоположения соответствующего подразделения, выбора его масштабности (мощности, пропускной способности), технологической интеграции и специализации труда персонала.

В настоящее время наиболее предпочтительной системой рабочего управления деятельностью организации является система, которая соответствует требованиям международных стандартов ИСО серии 9000 «Системы менеджмента качества». Показатели качества таких систем управления организациями подразделяются на две группы:

• показатели, характеризующие соответствие системы управления требованиям МС ИСО 9001:2008 «Системы менеджмента качества. Требования»;

• показатели, характеризующие соответствие результатов деятельности организации установленным требованиям — стандартам, техническим условиям, техническим регламентам, требованиям другой нормативной документации и требованиям потребителя.

Требования стандартов ИСО имеют целью создание условий для обеспечения соответствия результатов деятельности установленным требованиям. Поэтому их следует считать основными требованиями к качеству системы управления предстоящим процессом деятельности.

Оценка соответствия существующей системы управления предстоящему процессу деятельности осуществляется на основе вопросников, построенных в соответствии с требованиями МС ИСО 9001:2008 «Системы менеджмента качества. Требования». Один из вариантов такого вопросника приведен в табл. 13.2.

Таблица 13.2. Вопросник для проведения самоопенки системы управления таможенным органом на соответствие ее требованиям МС ИСО 9001:2008
№ п/п Вопрос для оценки Оценка (в долях единицы) / Ki Весомость показателя аi Приведенная оценка

Ki*ai

1 2 3 4 5
1 Действительно ли система управления охватывает все процессы и виды таможенных процедур?
2 Действительно ли система управления разработана, документирована, внедрена, поддерживается в рабочем состоянии и постоянно улучшается?
3 Наличие «Политики в области качества таможенной деятельности»
4 Наличие «Руководства по системе управления»
5 Наличие документированных процедур (технологических схем. инструкций, методик и других рабочих инструкций) по всем функциям, выполняемым таможенным органом
6 Наличие положений о службах и подразделениях
7 Наличие должностных инструкций персонала
В Предусмотрены ли измерение, наблюдение и анализ производственных процессов?
9 Предусмотрен ли анализ достижения запланированных результатов и разработка действий для улучшения процессов?
10 Документированы ли процессы взаимодействия подразделений таможенного органа?

1 2 3 4 5
11 Имеется ли документированная процедура, определяющая порядок разработки, согласования и проверки документов на адекватность до их утверждения и издания?
12 Предусмотрен ли периодический анализ документов и их актуализация?
13 Обеспечена ли идентификация документов, их регистрация, изъятие устаревших вариантов и доведение до исполнителей новых вариантов?
14 Ведутся ли записи о качестве деятельности, необходимые для подтверждения соответствия требованиям и эффективности системы управления?
15 Обеспечено ли соблюдение таможенного законодательства и выполнение законных требований участников внешнеэкономической деятельности?
16 Разработаны ли цели в области качества деятельности по каждой функции и по каждому уровню управления?
17 Назначен ли представитель руководства, ответственный за состояние системы управления таможенным органом?
18 Имеются ли документированные процедуры для периодического анализа системы управления таможенным органом?
19 Определен ли уровень компетентности персонала, необходимой для качественной работы?
20 Имеются ли документированные процедуры по обеспечению необходимой компетентности персонала?
Итоговая оценка ∑ai =1,0 ∑Ki*ai

<<   [1] ... [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] ...  [136]  >> 


Контактная информация: e-mail: [email protected]   
Все о таможне