ИСТОРИЯ
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

В.В. Макрусев, В.А. Черных. «Управление таможенным делом»

Необходимо обратить внимание, что любые планы должны быть, прежде всего, комплексными и сбалансированными. В планах должны найти место задания по систематической актуализации политики организации в области своей деятельности. Для этого должен быть предусмотрен периодический анализ удовлетворенности потребителя с точки зрения профессиональных стандартов и этики коммерческого взаимодействия, разработка мер по повышению качества продукции и услуг, учитывающих возрастающие требования общества и непосредственного потребителя и необходимость повышения эффективности деятельности.

Это предполагает необходимость учета при разработке стратегических, тактических и оперативных планов развития объекта управления следующих условий:

• целенаправленность плана;

• обеспечение сбалансированности всех элементов деятельности — средств труда, предметов труда, персонала и документации (законодательной, нормативно-технической, технологической и организационно-распорядительной);

• реальность плана.

Качество ведомственных (в частности, таможенных) стратегических, тактических и оперативных планов может определяться на основе следующих показателей:

• соответствие значений планируемых показателей таможенной деятельности стратегии развития экономики страны;

• уровень влияния на обеспечение конкурентоспособности национальной экономики;

• планируемая полнота сборов таможенных платежей, выраженная через отношение ожидаемых поступлений платежей в бюджет к теоретически возможной сумме платежей за планируемые объемы внешней торговли;

• планируемый уровень зашиты населения и природной окружающей среды от ввоза вредной, опасной и некачественной продукции и услуг;

• организационный и технический уровень технологий реализации государственных таможенных функций и их соответствие международным стандартам.

Планирование детальности таможенных органов. В таможенных органах в результате планирования вырабатываются организационные начала предстоящей деятельности. В ходе планирования определяются цели повседневной деятельности и (или) направления модернизации (развития) таможенных органов; определяются задачи и разрабатываются методы достижения поставленных целей; планируются мероприятия, темп движения к поставленным целям и материальные источники, обеспечивающие это движение.

Планирование деятельности таможенных органов предполагает решение следующих типовых задач: выработка цели, прогнозирование, моделирование и программирование. Перечисленные задачи решаются на всех уровнях управления таможенными органами и соответствуют установившимся циклам их функционирования (деятельности) и рассматриваемому плановому периоду (стратегическому (перспективному) периоду, текущему (годовому, квартальному и месячному) периоду и оперативному (суточному) периоду).

При планировании деятельности таможенных органов широко применяются разнообразные планы и процедуры планирования.

Таможенные органы выполняют различные виды деятельности. Задачи, решаемые ими, требуют неодинакового времени, ресурсов, различны по уровню компетенции Поэтому в своей деятельности таможенные органы используют не один вид планов, а систему (рис. 13.4).

В зависимости от уровня и горизонта планирования и от того, как сочетаются замысел и средства его достижения, различают:

• стратегические планы (разрабатывает центральный аппарат (ЦА) ФТС России);

• тактические планы (разрабатывают РТУ);

• оперативные планы (разрабатывают таможни, таможенные посты);

• планы совместной работы и личные планы (разрабатывают руководители подразделений, должностные лица).

При формировании стратегии методы достижения цели рассматриваются довольно обобщенно. Такой подход дает большую свободу действий и предполагает разные тактические варианты достижения главной цели.

Стратегические цели являются прерогативой ФТС России и имеют, как правило, долгосрочный горизонт планирования. Они формулируются в первую очередь. Стратегий может быть несколько, они могут реализовываться одновременно в различных сферах и областях, например в области подготовки кадров, организации и технологии таможенного оформления и контроля товаров, оптимизации системы таможенных органов. Сложность состоит в определении приоритетов целей. Затем вырабатываются среднесрочные и краткосрочные цели для обеспечения долгосрочных целей Тактикой называют краткосрочные стратегии.

Тактику разрабатывают в развитие системы В то время как стратегия почти всегда разрабатывается на высших уровнях руководства, тактика часто вырабатывается на уровне руководства среднего звена. Тактика рассчитана на более короткий отрезок времени, чем стратегия Результаты стратегии могут быть полностью отражены только по истечению нескольких лет, тактические результаты, как правило, проявляются очень быстро и легко соотносятся с конкретными действиями и средствами их достижения.

Рис. 13.4. Пример общей схемы разработки планов развития таможенных органов

Долгосрочные цели по основным направлениям таможенного дела отражают стратегический план развития таможенной службы (например, стратегия ФТС России, целевая программа развития (модернизации) таможенных органов и т. п.). Формирование долгосрочных (стратегических) целей согласовывается с разработкой концепций.

При этом под концепцией развития следует понимать систему взглядов на будущее состояние и роль таможенной службы, единый определяющий замысел ее развития. Стратегический план — это система мероприятий, направленных на реализацию концепции развития таможенной службы.

<<   [1] ... [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] ...  [136]  >> 


Контактная информация: e-mail: [email protected]   
Все о таможне