ИСТОРИЯ
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

М.М. Шумилов. "Торговля и таможенное дело в России: становление, основные этапы развития (IX-XVII вв.)"

Таможни, где пошлины собирались «на вере», имели определенную внутреннюю структуру. Начальник таможенной избы назывался головой. В крупных торговых центрах голов могло быть двое. Тогда один из них считался «товарищем» и находился в подчинении у своего коллеги.133 Таможенному голове подчинялись целовальники — самая многочисленная категория таможенных служителей. Вспомогательный персонал таможен набирался из подьячих, истопников, сторожей, рассыльных, ходоков, дрягилей (грузчиков) и др.

В 1681 г. именным указом царя Федора Алексеевича официально был установлен порядок замещения должности таможенного головы, невзирая на служебные очереди:134 1) гостям, торговым людям гостиной и суконной сотен предписывалось выбирать голов в Московскую Большую таможню из своей среды, а в таможни провинциальных городах — из известных им посадских людей; 2) если последних не обнаруживалось, то выбирать в головы предоставлялось населению городов; 3) при отсутствии или малочисленности посадского населения разрешалось выбирать в головы людей из стрельцов, казаков, драгун, пушкарей, затинщиков, воротников, плотников и из иных чинов, которые проживали в тех городах; 4) в случае же малочисленности упомянутых служилых людей выбирать надлежало из среды дворцовых и монастырских крестьян; 5) за неимением в уездах тех городов дворцовых и монастырских крестьян голову следовало выбирать из посадских и из служилых людей других городов. Обязанность выбирать голов и целовальников обыкновенно возлагалась не на всех жителей, а только на «лучших людей», способных нести службы. Формальными критериями, по которым сословные общества призывались отбирать кандидатов в головы, ларечные и рядовые целовальники, являлись: профессионализм, зажиточность, прямодушие, правдивость, грамотность. Впрочем, последнее условие не было обязательным.135

Обычно устанавливалась очередность семей, из которых выбирались головы. Однако в случае необходимости действовал другой принцип: головами приказывалось «выбирать самых добрых и знающих, пожиточных и правдивых людей, кому в сборе государевой казны можно верить, чтобы в том сборе пред прошлыми годами учинить прибыль для пополнения государевой казны».136

Избранный голова приводился к присяге. При Алексее Михайловиче запись ее была следующей: «Аз [имя] целую сей святой и животворящий крест Господень, государю своему, царю и великому князю Алексею Михаиловичу всеа Русии на том, что быти нам у его государева, царева и великого князи Алексея Михаиловича всеа Русии дела [место] в таможенных головах, и будучи [имя] у его государева дела в таможне сбирати его государева, царева и великого князя Алексея Михаиловича всеа Русии казна с великим раденьем, в правду, без всякие хитрости, по сему государеву, цареву и великого князя Алексея Михаиловича всеа Русии крестному целованью и по уставной грамоте; а таможенными сборами самим нам не корыстоваться, и государевых печатных мер не убавливать и не переменивать, и на свои расходы и на торговлю государевых денег себе не имать и никому не давать; и мне [имя] ни на каких людех лишних денег не сбирать и государевыми таможенными деньгами будучи у таможенного сбору, не торговать и тем не корыстоваться и за своими промыслы и за торгом не ходить, и быть безпрестани у таможенного сбору. Также мне [имя] голове над целовальники в таможне смотреть и беречь того накрепко, чтобы целовальники у таможенного сбору, у продажи, и у запасов у покупки были без отлучно, с раденьем и не пьяни, и денег не крали; а клали б деньги за Головину печать в ящики, а мимо ящиков государевых денег никуды не клали; и лишних пошлин с товаров не имали, а имали бы пошлину со всяких товаров и с хлеба по уставной грамоте, и указных мер досматривать по часту, чтоб не переменяли и не убавливали, и никакие хитрости не чинили для своей корысти; а увижу аз [имя] или у кого сведаю, которые целовальники в таможенном сборе учинят какую хитрость, и мне [имя] о том сказать воеводе и писать о том к государю, к Москве, прямо в правду, и ничего мне не утаить никоторого дела. В том я [имя] целую сей святой и животворящий крест Господень государю своему и великому князю Алексею Михаиловичу всеа Русии на том на всем, как в сей записи писано».137 По Соборному уложению 1649 г., право на крестоцелование имели лица мужского пола от 20 лет и старше.138

Вступая в должность, таможенный голова по распоряжению воеводы принимал от своего предшественника или прежнего откупщика уставные таможенные грамоты, «все таможенные дела и всякий таможенный завод»: месячные печати, печатные трубки и молотки, весчие контари, терези, пудовые гири и фунты, сосуды, мерные бочки и т. д., удостоверяясь при этом в правильности различных мер; иногда он принимал и деньги, в чем давал две расписки, одна из которых направлялась в Москву, а другая в съезжую избу.139 Отсутствие таможенной грамоты вынуждало голову руководствоваться книгами сборов за предыдущие годы.140

Продолжительность таможенной службы выборных голов и целовальников обычно не превышала одного года. А.Д. Градовский указывал, что правительство сознательно ограничивало срок службы, так как понимало всю тяжесть повинности исполнять таможенное дело на началах «обыкновенной службы».141 В Архангельске же срок пребывания гостя в должности в первой половине XVII в. составлял два года-год в самом городе и еще год в Холмогорах, но затем сократился до трех месяцев. Несмотря на то что гость в северный город стал назначаться лишь на время навигации и ярмарки, остальные таможенники (таможенный голова — помощник гостя, их «товарыщи» и «двинские целовалники») были обязаны пребывать в Архангельске и Холмогорах до 1 сентября следующего года.142

Как правило, поставление голов происходило в первый день нового года, начинавшегося 1 сентября (Семен день), или спустя два-три месяца после их избрания. Хотя новый таможенный голова обычно вступал в должность после 1 сентября, его расчеты с предшественником производились именно на эту дату, что вынуждало прежнего голову оформлять особую «отпись» с указанием суммы денег, собранных за период после 1 сентября.143 Д.А. Толстой справедливо указывал, что «это делалось для спору, чтобы в том году меж их сборов смут не было и в сметной бы в городовой список написати было всякие сборы безсмутно сентября с 1-го числа сентября же по 1-е число».144

Целовальников, состоявших при голове, обыкновенно было несколько человек, однако их число никогда не определялось указами. Воеводе или голове всегда предписывалось выбирать «сколько пригоже» или «сколько было в прежнем году», а в случае необходимости можно было прибавить. Обычно воевода приводил выборных целовальников к присяге. Иногда это делал голова, который в исключительных случаях имел право нанимать целовальников в дополнение к выборным.145 «Большей частью, — указывал Б.Н. Чичерин, — целовальники считались товарищами голов, когда они вместе назначались из Москвы или вместе выбирались местными жителями; но если голова был прислан из Москвы или назначен царем из посадских людей другого города, тогда местные целовальники не считались уже товарищами, а были только подчиненными служителями».146

Целовальники принимали непосредственное участие в сборе пошлин, «записывали полученные деньги, клали их в ларцы, запечатанные печатью головы, но не иначе, как в присутствии всех их».147 Старший из целовальников, имевший доступ к таможенной казне, хранившейся в специальном ящике — «ларе», назывался «ларечным», или «ларешным». Среднее положение занимал «третий» целовальник. Рядовую службу несли «караульные» целовальники, охранявшие таможенную избу, и «ходячие» целовальники, собиравшие пошлины на торговых площадях. Им помогали таможенные дьячки (вели документацию и денежный счет), таможенные сторожа и истопники, или каморники, которые выполняли свои обязанности за небольшое фиксированное жалование.148

В круг обязанностей головы и его помощников входило: 1) фиксировать все привозные на продажу (покупку) товары и деньги; 2) осуществлять досмотр товаров против городовых таможенных выписей и проезжих грамот, отбирать в казну протаможенные товары, «записывая их особенной статьей в книги», взимать штрафные деньги за нарушение таможенных правил; 3) лично присутствовать при заключении важнейших торговых сделок; 4) держать под контролем процесс ценообразования и непосредственно влиять на определение таможенной стоимости товаров; 5) взимать таможенные пошлины и сборы; 6) следить за воеводами, дьяками и подьячими и их родственниками и людьми, чтобы они никакими товарами не торговали, на соболиные и иные промыслы не отпускали, и деньгами с торговыми людьми не складывались, и чтобы не провозили с собой товаров больше, чем официально разрешалось или следовало из проезжих грамот; 7) записывать все собранные и израсходованные деньги в таможенные книги, отделяя различные виды таможенных пошлин, означая время, место их взятия, лицо и товары, с которых она взята (в особом счетном списке надлежало «всякие денги росписати помесечно порознь, сколка в котором месяце каких денег собрано, и что сверх окладу прибрано или не добрано»); 8) выдавать торговым людям на их товары городовые таможенные выписи и проезжие грамоты «за государевыми печатьми» с указанием отпущенных товаров, «и что с них взято пошлин» и т. д.; 9) обеспечивать приоритет казны (московского государя) в приобретении иностранных товаров; 10) «свивати и связывати дрягилем», запечатывать печатью покупные товары, вывозимые в другие русские города и за границу; 11) выдавать деньги из сумм таможенных и кабацких пошлин на местные городские нужды;149 12) приобретать все необходимое для осуществления таможенной деятельности и т. д.

С целью увеличения пошлинного сбора по торговым дням голова посылал целовальников по сельским торжкам и ярмаркам.150 Вне его компетенции оставались лишь те торговые места, где пошлины взимали откупщики или монастыри (при наличии у них такой привилегии), а также особо отдаленные районы, жители которых непосредственно вносили в казну установленную сумму в счет торговых пошлин.

Постоянный персонал таможни обычно состоял из нескольких человек (в городах среднего размера — 1—2 подьячих). Эти люди назначались воеводами, иногда правительством, получали жалованье от казны или пользовались писчей деньгой от письма всяких бумаг. «Иногда, — отмечал Б.Н. Чичерин, — они нанимались казною и получали наемную сумму из сборных денег. Если же выбор их возложен был на местных жителей, то последние давали выборным подмогу, или же просто нанимали их по уговору». Избрание подьячих на таможню или кружечный двор отвечало интересам казны, «так как в этом случае отпадала необходимость платить им жалование из казенных доходов».152 Расходные книги таможен северных русских городов свидетельствуют, что в 30-е гг. XVII в. годовое государево жалованье таможенных дьяков и подьячих «за таможенное и кабацкое письмо» или «за таможенное всякое письмо» обычно составляло 10—12 р. на человека.153

В Архангельской таможне число подьячих было значительным и постоянно увеличивалось: с 5 чел. в 1650-х гг. до 9 в конце 1660-х и до 22 к 1670 г.154 В Архангельской таможне до 1648 г. подьячие сидели «из писчей деньги». Затем им было положено государево жалованье 100 р. в год на восьмерых, а в дополнение велено было брать с торговых людей писчее по 2 д. с каждого пошлинного рубля на государя.155 До самого конца XVII в. при Архангельской таможне состояли переводчики, которые зачастую привлекались к решению вопросов, возникавших у иностранцев с русскими оптовиками. На них же возлагались обязанности по наблюдению за порядком в корабельной гавани и выгрузкой балласта (в специально отведенных местах), по выведыванию у торговых иноземцев информации, представлявшей определенный военно-политический и экономический интерес в глазах правительства.156

Таможенная документация включала «росписные списки», «приходные книги», «расходные книги», «отпускные книги», «обыскные книги», «товарные ценовые росписи» и др. Отмечая разнообразие таможенных книг как по форме, так и по содержанию, К.В. Базилевич указывал, что «в ведении черновых записей и при составлении беловых книг157 головы и подьячие руководствовались книгами за прежние годы, "примериваясь" к выработавшейся практике и к сложившимся обычаям таможенной избы».158 В Архангельске, например, гость обязан был вести ежедневную запись прихода иностранных кораблей, фиксируя, «сколько пришло на тех кораблях каких заморских товаров и кто на них торговых людей». В таможенных книгах также велась подробная запись товаров, отправленных из Архангельска в Москву и другие города страны. По требованию правительства гость отсылал в столицу выписи из таможенных книг, свидетельствующие о покупке товаров в Архангельске русскими людьми, с указанием, какой товар, сколько его, кому принадлежит, с кем отправлен.159 Как правило, все таможенные книги содержали сведения о составе торговых людей, ассортименте товаров, их продажной цене. Однако если в начале рассматриваемого периода преобладали подробные записи, то со временем произошел переход к самым кратким. К.В. Базилевич обращал внимание на то, что «точная количественная регистрация товаров по каждому виду в некоторых случаях заменялась названием рода товара и указанием в самой общей форме — "москотильная продажа", "рыбная продажа", "соляная продажа" или даже "товарная продажа"».160

Примечания

98 Флоря Б.Н. Привилегированное купечество и городская община в Русском государстве. (Вторая половина XV — начало XVII в.) // История СССР. 1977. № 5. С. 159.

99 Костомаров Н. Очерк торговли... С. 141.

100 К примеру, «в 1650 г. велено было набрать знающих людей и послать в Ригу, Ревель и шведские владения, чтоб выведать о политических делах Швеции» (Там же. С. 160).

101 Ключевский В.О. Соч.: В 9 т. М., 1990. Т. 8. С. 315.

102 Градовский А.Д. История местного управления... Т. 1. С. 176, 178.

103 Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. М., 1991. С. 217.

104 Базилевич К.В. Элементы меркантилизма в экономической политике правительства Алексея Михайловича // Учен. зап. МГУ. 1940. Вып. 41. С. 10. Просьба торговых людей о снятии этой повинности была удовлетворена (Там же).

105 ААЭ. Т. 1. № 367. С. 455.

106 Огородников С.Ф. Очерк истории... № 10. С. 132. Были и другие причины, вызывавшие конфликты торговых иноземцев с таможенной администрацией Архангельска. Иностранцы жаловались в Посольский приказ на самоуправство таможенных голов, произвольно вводивших различные торговые запреты, завышавших цену привозных товаров и взимавших излишние пошлинные деньги (см.: Демкин А.В. Западноевропейское купечество в России в XVII в. М., 1994. Вып. 1. С. 65—71).

107 При вступлении в должность избранные лица приносили присягу или, как тогда говорили, «приводились к вере».

108 Чичерин Б.Н. Областные учреждения... С. 405.

109 Мизис Ю.А. Организация таможенного дела в Центральном Черноземье в XVII— первой половине XVIII в. // Торговля, купечество и таможенное дело в России в XVI—XVII вв.: Сб. материалов международной научной конференции / Отв. ред. А.П. Павлов. СПб., 2001. С. 267.

110 Зачастую откупщику предоставлялось право на сбор какой-то одной или нескольких однородных таможенных пошлин (ААЭ. Т. 1. № 331, 332, 334, 335).

111 Там же. № 342, 362, 366 и др. Н.И. Костомаров тоже отмечал, что «монастырские начальства и частные лица, получавшие права сбора торговых доходов, нередко отдавали их на откуп своим крестьянам <...> например, в волостях Спасо-Прилуцкого монастыря» (Костомаров Н. Очерк торговли... С. 136).

112 Градовский А.Д. История местного управления... Т. 1. С. 172—173.

113 См.: Мизис Ю.А. Организация таможенного дела... С. 268.

114 Чичерин Б.Н. Областные учреждения... С. 241; Лодыженский К. История русского таможенного тарифа. СПб., 1886. С. 17.

115 Толстой Д. История... С. 127.

116 Мизис Ю.А. Организация таможенного дела... С. 268.

117 Толстой Д. История... С. 127. Этот вывод подтверждается результатами изучения вопросов организации таможенного дела в Центрально-Черноземном регионе. «При передаче таможни в откуп, — указывает Ю.А. Мизис, — специально приглашенные оценщики оценивали стоимость строений и имущества, и суммы оценки записывали в росписи» (Мизис Ю.А. Организация таможенного дела... С. 267).

118 Толстой Д. История... С. 128.

119 Там же. С. 127—128; Чичерин Б.Н. Областные учреждения... С. 242. Если же открывался факт присвоения штрафных денег, то их полагалось «доправити вдвое» на откупщике и его поручниках (ААЭ. Т. 1. № 335. С. 405),

120 См.: ААЭ. Т. 1. № 312, 331, 334, 335, 342, 362, 366 и др. «А как откупщик тот свой откупной год отдержит, а вперед тое тамги держати за собою в откупу не похочет, и ему та тамга отказати в Приказе Болшаго приходу боярину князю Ивану Васильевичу Сицкому, до своего откупного сроку за два месяца» (Там же. № 366, С. 454).

121 Толстой Д. История... С. 128.

122 ААЭ. Т. 1. № 366. С. 454; Чичерин Б.Н. Областные учреждения... С. 404.

123 Зимин А.А. К изучению таможенной реформы середины XVI в. // ИА. 1961. № 6. С. 130.

124 Захаров В.Н. Таможенное управление... С. 51—52.

125 ПСЗ I. Т. 2. № 876, 882; Захаров В.Н. Таможенное управление... С. 52. Поскольку закон 1681 г. оказался недостаточно эффективным, в 1690 г. потребовалось подтвердить отмену откупов и передачу таможен в «верное» управление (АИ. Т. 5. № 201).

126 Тарловская В.Р. Торговля России периода позднего феодализма: торговые крестьяне во второй половине XVII — начале XVIII в. М., 1988. С. 58.

127 Градовский А.Д. История местного управления... Т. 1. С. 175, 181.

128 Захаров В.Н. Таможенное управление... С. 51.

129 Градовский А.Д. История местного управления... Т. 1. С. 179—180.

130 Там же. С. 181.

131 Захаров В.Н. Таможенное управление... 52.

132 Чичерин Б.Н. Областные учреждения... С. 408—409; Градовский А.Д. История местного управления... Т. 1. С. 178, 180.

133 Захаров В.Н. Таможенное управление... С. 52.

134 От службы в головах освобождались только те, кто в 1679—1681 гг. находился при исполнении обязанностей (ПСЗ I. Т. 2. № 876).

135 ААЭ. Т. 2. № 22. С. 73; ПСЗ I. Т. 2. № 876, 879, 882; Толстой Д. История... С. 118—119; Чичерин Б.Н. Областные учреждения... С. 409—413. К примеру, в Воронеже, типичном южнорусском городе с преобладанием служилого населения, в 1640—1670-х гг. таможней и кабаком руководили воронежские дети боярские по выбору дворян и детей боярских (Глазьев В.Н. Таможенные и кабацкие головы Воронежа в XVII в. // Торговля, купечество и таможенное дело в России в XVI—XVII вв.: Сб. материалов международной научной конференции / Отв. ред. А.П. Павлов. СПб., 2001. С. 245). Отмечая факт преобладания на южной окраине государства служилого населения или дворцовых крестьян, Ю.А. Мизис также подчеркивает, что «указы XVII в. допускали выборы в таможенные головы местных детей боярских, стрельцов или пушкарей, а в целовальники иногда выбирали и представителей дворцовых или владельческих крестьян. При выборах голов и целовальников учитывались такие качества, как зажиточность, наличие семьи, отсутствие вредных привычек: страсти к пьянству, игре в карты и кости. Далеко не всегда головы обладали знаниями грамоты и денежного счета. Часто при годовом отчете в 70—90-е гг., когда сумма собранных денег была явно ниже договора, головы ссылались на плохое знание или вообще незнание денежного счета и грамоты» (Мизис Ю.А. Организация таможенного дела... С. 268—269).

136 Толстой Д. История... С. 119—120; Чичерин Б.Н. Областные учреждения... С. 414.

137 Толстой Д. История... С. 120—121.

138 Соборное уложение 1649 года: Текст. Комментарии. Л., 1987. С. 70—71. Гл. XIV, ст. 1.

139 Толстой Д. История... С. 121; Чичерин Б.Н. Областные учреждения... С. 223—224, 423—425.

140 Базилевич К.В. К вопросу об изучении таможенных книг XVII в. // ПИ. 1936. Вып. 2. С. 74.

141 Градовский А.Д. История местного управления... Т. 1. С. 180.

142 ААЭ. Т. 4. № 111. С. 154—155; ДАИ. Т. 3. № 55. С. 185; № 116. С. 428; СПб., 1853. Т. 5. № 40. С. 200; Толстой Д. История... С. 120; Чичерин Б.Н. Областные учреждения... С. 416; Огородников С.Ф. Очерк истории... № 10. С. 136; Изюмов А.Ф. Размеры русской торговли XVII века через Архангельск в связи с необследованными архивными источниками // Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. 1912. № 6. С. 251; Курц Б.Г. Состояние России в 1650—1655 гг. по донесениям Родеса. М., 1914. С. 229.

143 РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Д. 52 929. Л. 1—5; Д. 52 935. Л. 1—5; Толстой Д. История... С. 121—122.

144 Толстой Д. История... С. 122.

145 Чичерин Б.Н. Областные учреждения... С. 415, 417, 422.

146 Там же. С. 420.

147 Толстой Д. История... С. 126.

148 Таможенные книги Московского государства XVII в. Северный речной путь: Устюг Великий, Сольвычегодск, Тотьма в 1633—1636 гг. / Под ред. А.И. Яковлева. М.; Л., 1950. Т. 1. С. 139, 286, 332, 350, 359, 392, 399, 403, 538. Согласно Расходной книге Тотемской таможни 1635/36 г., «двум таможенным сторожам дано государева жалованья на полгода Рубль» (Там же. С. 596).

149 Практика расходования таможенных денег на жалованье различным категориям служилых людей и низшим административным чинам, выдача руги церковнослужителям, проведение ремонтных работ, оплата покупок на казенные нужды и на другие городские нужды была повсеместной, значительной и постоянной. Л.А. Тимошиной удалось установить следующий порядок выдачи денег, утвердившийся в городах Устюжской чети: «Из приказа посылались две грамоты — воеводе и голове, в воеводской грамоте содержалось указание взять необходимую сумму, а в грамоте в таможню — выдать эти деньги "ис таможенново и ис кабацково збору". Получив такую грамоту, воевода отправлял в таможенную избу память с указанием цели, на которую предполагалось расходовать запрашиваемые средства, и их величины. Таможенный голова, уже имея, в свою очередь, грамоту из чети, выдавал по воеводской памяти требуемые деньги и должен был обязательно записать их в расходную книгу. При этом в распоряжениях Устюжской чети постоянно подчеркивалась недопустимость со стороны таможенных голов выдачи воеводам денег по их требованиям, не подкрепленным грамотами за приписью дьяков, адресованными из приказа в таможню» (Тимошина Л.А. Воеводское и таможенное управление... С. 258—259).

150 «Хотя, — уточнял К.В. Базилевич, — таможенные головы посылали на торжки и ярмарки своих агентов, собиравших деньги с крестьян "в ящик" (без записи), а при более крупных сделках заносивших их в таможенные книги, однако часть торговых операций несомненно ускользала от регистрации» (Базилевич К.В. К вопросу об изучении таможенных книг... С. 77).

151 Чичерин Б.Н. Областные учреждения... С. 418.

152 Шемякин А.И. История таможенного дела... С. 48.

153Таможенные книги Московского государства XVII в. ... С. 139, 286, 359, 370, 392, 403, 538, 596.

154 Демидова Н.Ф. Служилая бюрократия в России в XVII в. и ее роль в формировании абсолютизма. М., 1987. С. 49.

155 ДАИ. Т. 3. № 55. С. 200; № 116. С. 422; Огородников С.Ф. Очерк истории... № 10. С. 132.

156 Огородников С.Ф. Очерк истории... № 10. С. 133.

157 Беловые книги составлялись в конце года таможенным дьячком под контролем головы и целовальников.

158 Базилевич К.В. К вопросу об изучении таможенных книг... С. 75.

159 Изюмов А.Ф. Размеры... С. 253.

160 Базилевич К.В. К вопросу об изучении таможенных книг... С. 75.

<<   [1] ... [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] ...  [88]  >> 


Контактная информация: e-mail: info@tkod.ru   


Rambler's Top100Rambler's Top100 Яндекс цитирования Все о таможне