ИСТОРИЯ
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

М.М. Шумилов. "Торговля и таможенное дело в России: становление, основные этапы развития (IX-XVII вв.)"

В XVI в. самым важным русским портом на Балтике, через который осуществлялась морская торговля с Западной Европой, был Ивангород. С целью привлечения иностранных и русских купцов Иван III распорядился установить здесь весы для взвешивания соли и воска. Этого оказалось достаточно, чтобы к правому берегу Наровы уже в начале XVI в. зачастили скандинавские купцы — датчане и шведы. После нормализации политических отношений с Ганзой (1514) регулярными стали торговые связи Ивангорода с Ревелем и Любеком, в 1520—1530-е гг. — с Нидерландами. Таким образом, укрепилась роль Ивангорода как перевалочной базы в русско-западноевропейской торговле. Русские купцы, направляясь в Ливонию, должны были сначала посетить Ивангород, чтобы получить разрешение на торговлю с Нарвой. Те же из них, которые собирались отправиться в Ревель (морским путем), обязаны были отчалить от пристани Ивангорода, не делая остановки в Нарве. При этом среди отпускных товаров по-прежнему преобладали воск, лен, конопля, рыбий жир, ворвань, меха,60 сало и др. Среди привозных — первое место занимали оружие и цветные металлы, золото и серебро в виде слитков и монеты, сера, квасцы.61 Хотя ввоз цветных и благородных металлов заметно увеличился в 1520—1530-е гг., тем не менее он не покрывал потребностей внутреннего рынка России.62

Своеобразную роль в торговле с Западом играло село Наровское, расположенное в устье Наровы при впадении в нее р. Росонь. Его жители (в конце XV в. в селе насчитывалось 62 двора) занимались не только рыболовством и земледелием, но также держали постоялые дворы для торговых людей, несли лоцманскую службу, встречая и провожая купеческие суда. Тесно связанное с Ивангородом село Наровское в первой половине XVI в. фактически являлось морскими воротами России.63

Утверждаясь на берегах Балтийского моря, в 1557 г. в устье Наровы на низменном правом берегу реки русские приступили к созданию морского порта, затем на первый план выдвинулась задача завоевания ливонских гаваней. В самом начале Ливонской войны русские войска захватили Нарву, которая на время стала морскими воротами России на Западе. Стремясь создать исключительные условия для «нарвского мореплавания», Иван IV предоставил купечеству Нарвы значительные привилегии: «...право самоуправления, свободу вероисповедания, право на беспошлинную закупку основных товаров на рынках России».64

Появление в Нарвской пристани кораблей из отдаленных государств Западной Европы грозило ганзейским городам большими потерями. Поэтому немцы не афишировали переход города в руки Ивана IV. Англичане, имевшие к тому времени продолжительную связь с Ригой и Ревелем, до 1560 г. ничего не знали о нарвской торговле. В 1560 г. их корабли, принадлежавшие Московской компании, впервые посетили Нарву, «и с тех пор начались постоянные сношения англичан через этот порт с важнейшими торговыми городами Московского государства, которые ссужали приходившие к Нарве корабли своими товарами. Какие выгоды получала компания от этой торговли, можно заключить по известию о торговой поездке агента ее Гудсона, который в 1567 г. приплыл в Нарву с товарами на 11 000 фунт. стерл.; товары эти состояли из сукна, каразеи и соли; при продаже их компания получила 40% прибыли».65 Достаточно активно торговали в Нарве подданные французского короля: нормандцы (особенно руанцы), бретонцы, ларошельцы, парижане и орлеанцы, приходившие за воском, кожами, салом, льном, пенькой и другими товарами.66

Препятствуя морской торговле России, ревельские пираты задерживали и захватывали торговые суда, направлявшиеся к Нарве. Поскольку ущерб от этих нападений был значительным, московские воеводы нередко обращались к ревельскому рату, жалуясь на убытки, которые несла от тех действий нарвская торговля.67 Не меньшую опасность представляли и разбойные нападения шведских и польских пиратов.68 Опасаясь военного усиления Москвы с помощью Англии, польский король всеми силами внушал английской королеве мысль о предосудительности торговли с Иваном IV и угрожал захватывать корабли, направлявшиеся в Нарву.69 Зная об этом, Гудсон тем не менее убеждал правление компании прислать в Нарву весной 1570 г. 13 кораблей за русскими товарами, предварительно вооружив их огнестрельным оружием. Действительно, английские суда встретили 6 кораблей польских каперов и сразились с ними, после чего один неприятельский корабль ушел, другой был сожжен, «остальные 4 были приведены в Нарву и 82 человека пленных выданы были московскому воеводе».70

В 1581 г. шведы захватили Нарву, а затем и все побережье Финского залива, что фактически привело к нарушению сложившихся к тому времени торговых связей по Балтийскому морю. Особенно сильно это ударило по интересам Франции, побудив ее искать сношений с Россией северным морским путем.71 По условиям Плюсского перемирия (1583) Швеция аннексировала Нарву, Ивангород, Ям (Ямбург, Кингисепп), Копорье, расположенные близ Финского залива, Орешек и Корелу (Кексгольм, Приозерск) на берегу Ладожского озера, а также Гдов на берегу Чудского озера. Таким образом Россия оказалась отрезанной от Балтийского побережья. Свободными для внешней торговли оставались лишь гавани на Мурманском берегу, а также узкая полоска земли в устье Невы на побережье Финского залива, заключенная между реками Стрельна и Сестра. После перехода Нарвской пристани в руки шведов ганзейские немцы пытались привлечь новгородских и псковских купцов в Ревель, однако те продолжали отправлять лен, пеньку, сало, воск и кожи в Нарву.72

После заключения Тявзинского мирного договора со Швецией (1595) часть южного побережья Финского залива с городами Ям, Копорье, Ивангород, отвоеванными у Швеции еще в 1590 г., а также Орешек, Корела и Невское устье перешли к России. По условиям «вечного мира», в Нарве (Ругодиве) могли торговать только шведские и русские подданные, а купцы из других европейских стран лишь по специальному разрешению шведских властей. В Ивангороде торговля русских с подданными шведского короля и купцами из других стран запрещалась вообще. Русские купцы получили возможность «без задержанья ездить во все места в Свейскую, в Финскую и в Чюхонскую землю (Эстляндию. — М.Ш.), где сами захотят ехати, торговати и промышляти тем обычаем, как изстари бывало». Одновременно предусматривалась свободная торговля шведских купцов в России. Пошлины надлежало платить согласно местным правилам. Купцам из других государств запрещалось приставать к русскому берегу Финского залива, в устьях рек Луга и Нева, а также «искати пристаней <...> по иным рекам и местом». Они получили право свободно приезжать для торговли только в Выборг и Ревель (Колывань). Шведы должны были пропускать в Россию лишь тех европейских купцов, которые провозили «узорочные» товары, годные «его царского величества х казне», но и те товары они должны были обязательно «объявлять и записывать» в Ревеле или в Выборге. Таким образом, Швеции фактически удалось установить на Балтике монополию в торговом посредничестве между Россией и странами Западной Европы.73

Согласно историческим источникам, уже в 50-х гг. XVI в. у Мурманского берега регулярно появлялись торговые суда норвежцев, датчан и голландцев, заходившие в бухту у мыса Кигор (Кегор) — северной оконечности полуострова Рыбачий. Иностранцы привозили золото, серебро, серебряную посуду, олово, ювелирные изделия (позолоченные кольца, украшения для поясов, ожерелья с серебряными цепочками), жемчуг, разные сукна, муку, пиво, вино, выменивая эти товары у русских, лопарей и карел на местные — треску, семгу, рыбий жир, пушнину, сало и кожи морских животных.74 Вероятно, в те же годы иностранцы стали посещать и Печенгскую губу (В.А. Кордт ошибался, полагая, что это произошло в 1564 г.), где завели торговлю с богатым Печенгским монастырем, выменивая у монахов на свои привозные товары треску, семгу и рыбий жир. Затем они появились в Кольской губе и на Соловках. Развитие этой торговли продолжалось и в последующие десятилетия.75

В 1570-х—первой половине 1580-х гг. центр мурманской торговли переместился в Колу, расположенную на мысу у впадения р. Кола в залив на расстоянии 75 км от моря.76 Этот незамерзающий порт превратился в крупный центр русской внешней торговли с Западной Европой, где наряду с местными продавались товары, привозимые из внутренних районов страны. Только из Нидерландов к берегам Баренцева и Белого морей ежегодно приходило 20—30 нидерландских судов.77 Следует согласиться с И.П. Шаскольским, что «до 1585 г. Кола вместе с Печенгой и Кегором имели большее значение для внешней торговли России, чем гавани в устье Северной Двины».78

По сообщению агента Московской компании Стивена Берроу, посетившего Кигор в 1557 г., главный надзор за торговлей и сбор пошлин принадлежал московскому чиновнику, но кроме него здесь присутствовали с той же целью чиновники датский и шведский. Накануне открытия ярмарки московский чиновник осматривал товары у лопарей и карел, подвластных московскому государю, и давал им разрешение на продажу; так же поступали и другие чиновники.79 Затем, в начале 1580-х гг., датчанам удалось потеснить русских. В 1581 г. английская королева доводила до сведения Ивана Грозного, что датский король, называя Кольское побережье своей землей, запрещал английским купцам торговать в Коле и Печенге, заставлял их платить пошлины. Несмотря на крайнее истощение России в ходе Ливонской войной, московский царь квалифицировал поведение датчан как самоуправство, незаконное посягательство на его «искони вечные вотчинные земли волость Колу и Печенгу» и обещал принять против нарушителей прежних русско-датских договоренностей решительные меры.80 В 1582 г. в Колу прибыл первый русский воевода Аверкий Иванович и построил для торговли с норвежцами двор с важней — торговыми весами, а в 1583 г. второй воевода М.Ф. Судимантов поставил в Коле острог.81 Не желая уступать, датский король Фредерик II отправил в 1584 г. в Лапландию своих представителей для сбора дани и десятины с русских, лопарей, карел, монастырей, деревень «и всех подданных Лапландии». В ответ Федор Иванович (1584—1598) послал в августе 1585 г. грамоту королю Дании, заявив о своих правах на Печенгский монастырь и на лопские волости. Стороны так и не смогли договориться, территориальный спор между ними продолжался в XVII в.82

Согласно сохранившейся русской «Торговой книге», или «Памяти товарам», в 1575—1585 гг. нидерландские, брабантские и фландрские купцы привозили к Мурманскому берегу металлы и металлические изделия (олово, ртуть, медную и железную проволоку и т. д.), химические вещества и лекарственные препараты (квасцы, купорос, нашатырь, мышьяк, сулему, камфару и т. д.), сахар и изюм, специи и пряности (перец, корицу, гвоздику, шафран, анис, имбирь и т. д.). Из России вывозились: пенька (трепаная конопля), пряжа канатная, канаты, смола, деготь, вар смоляной, сера еловая, зола, воск, слюда оконная, клей-карлук, железо сошное, гвозди сапожные, мыло, нефть (транзитный товар), пушнина, бобровая струя, кожи (лосевые, телячьи и яловичные), хлеб (пшеница, греча), лен чесаный, мясо, сало говяжье, масло (коровье и растительное), мед и т. д. Огромным спросом пользовались треска, семга, сало и кожи морских животных. Нидерландские купцы проявляли большой интерес к этой торговле, так как она приносила высокие прибыли. Например, в России пуд льна чесаного стоил 27 алт. 3 д., в Нидерландах — 40 алт., одна шкура черной кошки в России — 2 алт., в Брабанте — 3 алт. 2 д.; семга Кольская на Мурманском берегу — 2 р. бочка, в Нидерландах — 3 р. 32 алт., в Брабанте — 3.5—4 р.83

Примечания

39 Устойчивые русско-датские политические и экономические отношения сложились еще при Иване III. После подписания в 1493 г. «Докончании о мире и дружбе» датские купцы стали чаще бывать в русских городах, в Москве возникла датская купеческая колония. С середины 1520-х гг. русско-датские торговые отношения на время прекратились. В 1562 г. был заключен новый двухсторонний договор. Согласно ему, датским купцам было предоставлено право торговать в Новгороде, Пскове, Ругодиве (Нарве) и других русских городах, а русским — в Датском королевстве, что было затем подтверждено в договоре Ивана IV с Фредериком II от 28 августа 1578 г. (Пронштейн А.П. Великий Новгород... С. 140; Хорошкевич А.Л. Русское государство... С. 64).

40 СГГиД. Ч. 5. № 58; Казакова Н.А. 1) Малоизвестные источники о русско-прибалтийской торговле конца XV — начала XVI в. // ВИД. 1968. Т. 1. С. 274; 2) Русско-Ливонские и русско-ганзейские отношения. Конец XIV — начало XVI в. Л., 1975. С. 293—310; Хорошкевич А.Л. Русское государство... С. 72. До подписания русско-ганзейского договора 1514 г. ливонским купцам запрещалось привозить и торговать в Новгородской земле солью. Объективно этот запрет должен был способствовать развитию русской соледобывающей промышленности и поэтому «может рассматриваться как одно из очень ранних проявлений русского протекционизма». Однако ливонские города (особенно Ревель), которые на этот раз были отстранены от непосредственного участия в переговорном процессе, возмущались введенным русской стороной запретом, так как считали его для себя крайне тяжелым и унизительным (Казакова Н.А. Русско-Ливонские и русско-ганзейские отношения... С. 248—251, 259, 309).

41 Шелковая одноцветная ткань, изготовленная из нитей разной толщины. Благодаря этому узор выступал над фоном в зависимости от освещения.

42 Хорошкевич А.Л. Русское государство... С. 22—45; Флоря Б.Н. Русско-польские отношения и балтийский вопрос в конце XVI — начале XVII в. М., 1973. С. 6.

43 Хорошкевич А.Л. Русское государство... С. 22, 38—39, 54—55, 70—73; Флоря Б.Н. Русско-польские отношения... С. 7; Зимин А.А., Хорошкевич А.Л. Россия... С. 21. Военные столкновения с великим княжеством Литовским имели место в 1487—1494, 1500—1503, 1507—1508, 1512—1514, 1517—1518 гг.

44 СГГиД. Ч. 5. № 65; Казакова Н.А. Русско-Ливонские и русско-ганзейские отношения... С. 335; Клейненберг И. Э. Кораблекрушение в русском морском праве XV—XVI вв. // Международные связи России до XVII в. М., 1961. С. 359—360. Ганзейская контора в Новгороде вновь открылась в 1514 г. и до конца XVI в. находилась в ведении ливонских городов. По-видимому, при Иване IV купечеству ганзейских городов была впервые выдана жалованная грамота на право торговли в Московском государстве. Самая же ранняя из сохранившихся грамот (1593) относится к царствованию Федора Ивановича (Шаскольский И.П. Жалованная грамота Михаила Федоровича любекским купцам 1636 г. // Исследования по отечественному источниковедению: Сб. статей / Отв. ред. Н.Е. Носов. М.; Л., 1964. С. 359).

45 Костомаров Н. Очерк торговли... С. 33—34.

46 Флоря Б.Н. Русско-польские отношения... С. 6.

47 Хорошкевич А.Л. Русское государство... С. 63.

48 Ключевский В.О. Сказания иностранцев... С. 222; Бахрушин С.В. Научные труды. Т. 1. С. 179; Хорошкевич А.Л. Русское государство... С. 54—58; Воронин В.А. Торговые связи Полоцка с городами Русского государства в первой половине XVI в. // Торговля, купечество и таможенное дело в России в XVI—XVII вв.: Сб. материалов международной научной конференции / Отв. ред. А.П. Павлов. СПб., 2001. С. 15—19.

49 Пронштейн А.П. Великий Новгород... С. 117; Варенцов В.А. Торговля и таможенное управление Новгорода в XVI—XVII веках: Исторический очерк. Документы и материалы. Новгород, 1996. С. 6.

50 Пронштейн А.П. Великий Новгород... С. 133—134, 140; Бахрушин С.В. Научные труды. Т. 1. С. 148; Тихомиров М.Н. Россия... С. 307—308. Незадолго до начала прямых сношений России с Англией нидерландские купцы лишились своих льгот за какие-то противозаконные действия, но затем восстановили их, заплатив 30 000 р. (Ключевский В.О. Сказания иностранцев... С. 223).

51 Бахрушин С.В. Научные труды. Т. 1. С. 145—147.

52 ААЭ. СПб., 1836. Т. 1. № 282. С. 325; Пронштейн А.П. Великий Новгород... С. 149; Зимин А.А. О политических предпосылках возникновения русского абсолютизма // Абсолютизм в России. XVII—XVIII вв.: Сб. статей / Отв. ред. Н.М. Дружинин. М., 1964. С. 44.

53 Костомаров Н. Очерк торговли... С. 89—91; Пронштейн А.П. Великий Новгород... С. 111—127, 140; Варенцов В.А. Торговля... С. 6—18.

54 См.: Флоря Б.Н. Привилегированное купечество... С. 155—156.

55 Пронштейн А.П. Великий Новгород... С. 45, 134.

56 Бахрушин С.В. Научные труды. Т. 1. С. 39, 43, 144—145; Тихомиров М.Н. Россия... С. 340—345.

57 Ключевский В.О. Сказания иностранцев... С. 223.

58 Хорошкевич А.Л. Из истории русско-немецких торговых и культурных связей начала XVII в. (к изданию словаря Тонни Фенне) // Международные связи России в XVII—XVIII вв. (Экономика, политика, культура): Сб. статей / Отв. ред. Л.Г. Бескровный. М., 1966. С. 48—56.

59 Хорошкевич А.Л. Из истории... С. 41—47.

60 В XVI в. меха по-прежнему пользовались повышенным спросом со стороны внешнего рынка. Европейский Север России и Сибирь доставляли обильное количество «мягкой рухляди». Больше всего ценились соболя, затем куницы, горностаи, белки, лисицы, выхухоли и др. Русские были очень искусны в выделке мехов, их сортировке, а также и в подделке. Меха шли в разные страны, и не только в Западную Европу, но также в Грецию, Турцию, куда вообще покупались лучшие соболя, затем в Персию и Китай. Меха были не только предметом торговли: царь дарил их своим слугам, посылал в подарок европейским дворам или в виде субсидии, например, крымскому хану (см.: Русская история... Т. 3. С. 314).

61 Квасцы использовались в стекольном производстве, при дублении кож, очищении шерсти и для закрепления краски.

62 Хорошкевич А.Л. Русское государство... С. 40—43, 61—62; Чепик Г.С. Часовой Принаровья: Краткий исторический очерк. СПб., 1996. С. 8—10.

63 Косточкин В.В. Русские военно-оборонительные сооружения XVI века у устья реки Наровы // Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях Института истории материальной культуры. М., 1953. № 52. С. 26; Казакова Н.А. Русско-Ливонские и русско-ганзейские отношения... С. 304.

64 Скрынников Р.Г. История Российская. IX—XVII вв. М., 1997. С. 286.

65 Ключевский В.О. Сказания иностранцев... С. 223—224. Англичане привозили в Нарву и военные товары, которых правительство королевы Елизаветы не дозволяло вывозить из своей страны «ни к какому иному государю на свете» (Толстой Ю. Первые сорок лет сношений между Россией и Англией. СПб., 1875. Приложение № 33. С. 138).

66 Жордания Г. Очерки из истории франко-русских отношений XV и первой половины XVII вв. Тбилиси, 1959. С. 5—6.

87 Кордт В.А. Очерк сношений Московского государства с Республикой Соединенных Нидерландов по 1631 г. // Сб. РИО. СПб., 1902. Т. 116. С. 15—16.

68 Официальные русско-шведские отношения до конца 1570-х гг. отличались неопределенностью. В 1569 г. шведский король предлагал России прекратить военные действия в Прибалтике и Ливонии и заключить договор о мире и свободной торговле на обе стороны: «...волна дорога торговати в нашей земле в торговых городех в финских и в ливонских по всем странам нашего королевства земле, а против того нашим поддатным купцом к вашему велеможнейшему величеству и руским и ливонским землях пустили торговати». Однако соглашение не состоялось (ОР РНБ. Ф. 885. Эрмитажное собр. № 550/2. Л. 80 об.).

69 Гамель И. Англичане в России в XVI—XVII столетиях. СПб., 1865. С. 83—84; Толстой Ю. Первые сорок лет... Приложение № 9. С. 31—32; № 13. С. 32—33.

70 Толстой Ю. Первые сорок лет... Приложение № 33. С. 138; Ключевский В.О. Сказания иностранцев... С. 224; Гамель И. Англичане в России... С. 43, 54, 105.

71 Жордания Г. Очерки из истории... С. 7—10.

72 Ключевский В.О. Сказания иностранцев... С. 222, 223.

73 Цветаев Д.В. Протестантство... С. 145—147; Шаскольский И.П. Столбовский мир 1617 г. и торговые отношения России со Шведским государством. М.; Л., 1964. С. 25—27, 213—214; Флоря Б.Н. Русско-польские отношения... С. 61. Тявзинский мирный договор не ратифицировался русской стороной вплоть до заключения в 1609 г. в Выборге нового соглашения между Россией и Швецией.

74 Ключевский В.О. Сказания иностранцев... С. 217—218; Громыко М.М. Русско-нидерландская торговля на Мурманском берегу в XVI в. // СВ. 1960. Вып. 17. С. 239, 244.

75 Кордт В.А. Очерк сношений... С. 19—26; Любименко И.И. Торговые сношения России с Англией и Голландией с 1553 по 1649 год // ИАН СССР. Отделение обществ, наук. 1933. № 10. С. 731; Громыко М.М. Русско-нидерландская торговля... С. 240—243. Торговля со стороны Печенгского монастыря, основанного в 1532 г., носила активный характер: для сбыта собственных товаров монахи на своих судах ходили в норвежский порт Вардегус (Там же. С. 240).

76 Шаскольский И.П. О возникновении города Колы // ИЗ. 1962. Т. 71. С. 276—277. Первые известия о Кольском поселении относятся к 1565 г. Тогда это было заурядное «рыбачье становище» из трех домов. Однако в конце 60-х — начале 70-х гг. Кола превратилась в значительный торговый порт и поселение, в котором в 1574 г. насчитывалось 44 двора. Это объясняется тем, что, во-первых, она располагалась на берегу Кольского залива — самого большого фиорда Кольского полуострова, являющегося огромной незамерзающей гаванью. Во-вторых, Кола возникла в том месте, куда в середине XVI в. была проложена единственная дорога, пересекавшая Кольский полуостров (Там же. С. 275—278).

77 Громыко М.М. Русско-нидерландская торговля... С. 242—243; Шаскольский И.П. О возникновении... С. 278; Флоря Б.Н. Торговля России со странами Западной Европы в Архангельске (конец XVI — начало XVII в.) // СВ. 1973. Вып. 36. С. 130.

78 Шаскольский И.П. О возникновении... С. 278.

79 Ключевский В.О. Сказания иностранцев... С. 218.

80 Сб. РИО. СПб., 1883. Т. 38. С. 8—9, 11.

81 Кордт В.А. Очерк сношений... С. 26.

82 Там же. С. 27—29, 52.

83 Торговые книги // Временник МОИДР. 1850. Кн. 8. Материалы. С. 1; Торговая книга // ЗОРСА. 1851. Т. 1. Отд. III. С. 129—136; Сборник Муханова. 2-е изд. СПб., 1866. № 202. С. 364—370; Громыко М.М. Русско-нидерландская торговля... С. 229—236, 246, 248—256. «Торговая книга» советовала русскому купцу совершать оптимальные торговые сделки на Мурманском берегу. 10 000 пудов конопли трепаной стоили 3300 р., 2000 пудов сала говяжьего желтого — 1190 р., 1000 пудов масла коровьего — 600 р., 1000 пудов льна чесаного — 825 р., 100 бочек мяса говяжьего соленого — 200 р., 1000 пудов канатов и канатной пряжи — 430 р., 500 бочек смолы — 660 р., 1000 пудов дегтя — 500 р., 1000 пудов воска — 2310 р., 4000 кож яловичных сырых — 924 р., 4000 шкурок куницы — 1320 р., 500 шт. бобров — 1000 р., 100 000 шт. белки — 1320 р., 1000 шт. песца — 150 р., 300 шт. черной кошки — 15 р.

<<   [1] ... [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] ...  [88]  >> 


Контактная информация: e-mail: [email protected]   
Все о таможне