ИСТОРИЯ
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

М.М. Шумилов. "Торговля и таможенное дело в России: становление, основные этапы развития (IX-XVII вв.)"

5. ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ В XIII — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII вв.

5.1. Классификация таможенных платежей

В «удельное время» и в последующий период появились новые виды таможенных платежей, усилилась их дифференциация. В XIII в. пошлины взимались уже не только с определенного количества, но также в зависимости от стоимости взвешиваемого товара (при определении «вес-чего сбора»).1 Не ранее XIV в. в актах встречаются понятия осмничего и косток. В XV в. появились явка, годовщина, порядное, роговое, пятно, контарное, задние колачи. С XVI в. в источниках упоминается о замытной, рукознобной, свальной, подъемной, дрягильской, покоренной, привязной пошлинах, не известных в XIII—XV вв.2

Определенное влияние на развитие таможенного дела Руси оказали монгольские завоеватели. Говоря об этом, Е.Г. Осокин полагал, что они оказали насильственное и решительное воздействие на таможенную систему, ускорив распространение таможенных пошлин.3 Возражая ему, И.Д. Беляев настаивал на том, что все монгольское влияние на русскую систему таможенного обложения ограничилось введением во второй половине XIII в. новой торговой пошлины — тамги, от которой произошел глагол «тамжить», т. е. взыскивать пошлину — тамгу.4

Как бы то ни было, начиная с XIII в. место на рынке или ярмарке, где «тамжили» товар, стало называться таможней. Служилый человек, бывший мытником или пятенщиком, становился таможником, или таможенником. В том случае, если взимание пошлин отдавалось княжеской администрацией на откуп (вероятно, откупная система была заимствована у монголов), то таможенным делом заведовали «откупные таможенники». В толковом словаре русского языка В.И. Даля можно прочитать: «В таможне очищают привозной или отпускной товар мытом, пошлиной и тамжат его, клеймят, пятнают, прикладывают тамгу или клеймо».5

Как можно заметить, в XIII — первой половине XVII вв. произошло значительное усложнение (разветвление, дифференциация) системы таможенных платежей. Только в восьми таможенных книгах Курска (1619—1653/54) зафиксировано 15 наименований различных таможенных пошлин, взимавшихся с участников оптовой товарной и конской торговли.6 Вяземские таможенники в период 1649—1654 гг. взимали с торгующих 19 видов пошлин.7 Всего же существовало свыше 50 различного рода и наименования пошлин и сборов. Важнейшими из них были тамга, явка, замыт, осмничее, померное, которые, отличаясь ярко выраженной фискальной направленностью, взимались по праву князей требовать известных платежей от своих подданных.8 Фактически же всякая услуга, оказанная торговцу, оплачивалась какой-нибудь особой пошлиной.

Система таможенных пошлин и сборов отличалась сложностью и запутанностью. Каждый товар, поступавший в продажу, подвергался оплате несколькими сборами, которые нередко взимались независимо один от другого9 и приходились «под различными названиями на одно и то же действие, на одну и ту же операцию перехода предмета к потреблению».10 Иногда один и тот же сбор взыскивался неоднократно, например мостовщина. Не было единства и в понятийном аппарате таможенного дела: одному и тому же названию пошлины могло придаваться и широкое, и узкое значение; нередко одним и тем же термином обозначались пошлины, которые различались по существу, и т. д.11 По словам Д.А. Толстого, запутанность системы таможенного обложения «состояла в ее излишней дробимости, во взимании с одного и того же предмета разного рода таможенных пошлин, и преимущественно в произвольности, которую она часто допускала».12 Впрочем, она не лишена была и правомерности, поскольку пошлины взимались именно с известного товара соразмерно его количеству, потребительным свойствам и стоимости, а также в связи с установленными нормами таможенно-правового регулирования.

Первые попытки классификации и систематизации различных пошлин и сборов предпринимались еще в дореволюционной историографии. Так, Д.А. Толстой различал три вида таможенных пошлин («по троякому образу ведения торговли»): 1) внутренние пошлины взимались внутри государства на торгах и мытах; 2) внешние — с привозимых из-за границы и вывозимых туда товаров; 3) транзитные — за провоз через территорию государства иностранных товаров.13 При этом к разряду собственно внутренних сборов он относил тамгу, весчее, осмничее, контарное, подъемное, припуск, померное, пятенное, писчее, отвозное, гостиное, поворотное, анбарное, порядное, головщину, отвоз, посаженное, поплашное, свальное, роговое, явку, грузовую, рукознобную, дрягильскую и привязную пошлины и др.14 В.И. Сергеевич же включал сборы за переправу через мосты и реки, с мер и весов, писчее и явку в разряд фискальных пошлин, а мыт, гостиное, амбарное и тамгу — в разряд косвенных налогов. Одновременно он отождествлял тамгу в обширном смысле с пудом, весчим, явкой, гостиным, порядным и другими пошлинами.15

Принципиально иной критерий классификации был предложен Ю.А. Гагемейстером, Е.Г. Осокиным и С.Н. Никольским, которые разделили все таможенные пошлины на две категории. К первой были отнесены проезжие (проездные) пошлины, взимавшиеся за право перемещения товара, ко второй — торговые пошлины и сборы, падавшие на различные торговые операции и действия.16 Объясняя главное отличие проезжих пошлин от торговых, В.О. Ключевский подчеркивал, что они взимались за право провоза товара (с количества возов или лодок). Он также предложил разделить торговые пошлины на два разряда: во-первых, на сборы за право купли-продажи (тамга и осмничее) и, во-вторых, на сборы за предторговые действия, имевшие целью подготовить товар к продаже.17 Таким образом, все многообразие таможенных платежей в XIII — первой половине XVII вв. было сведено, во-первых, к проезжим или заставным пошлинам и сборам, которые взимались за право провоза товара вне зависимости от его количества и стоимости (сначала в городах, а с XIII в. также в селах и уездах), и, во-вторых, к торговым пошлинам и сборам (адвалорные и специфические ставки), которые взимались за право торговли и за совершение предпродажных действий в зависимости от количества товара и его таможенной стоимости (сначала в городах, а с середины XVI в. и в сельской местности).18

На основании изложенного к числу проезжих (заставных) пошлин и сборов могут быть отнесены: 1) мыто (сухое и водяное), или проезжее — проезжие пошлины вообще; 2) проезд, прохожая пошлина — сборы за право отъезда с товаром; 3) перевоз, мостовщина, проезжее — пошлины за пользование обустроенными путями сообщения; 4) «с головы», задние колачи, костки — пошлины с физических лиц, перевозчиков, компаньонов, экспедиторов, проводников и др.

Классификация же торговых пошлин и сборов XIII — первой половины XVII вв. может быть представлена следующим образом: 1) явка,19 замыт, узолки, судовая подъемная грузовая и поворотная пошлины — полуторговые-полупроезжие, полуличные-полувещные пошлины; 2) тамга, весчее, осмничее, порядное, поместное, искунное, номерное, рогозинное, покоренное, плошки — собственно торговые пошлины; 3) пятно, писчее, роговое, привязное, головщинас головы») — пошлины с продажи скота и людей «в полницу»; 4) гостиное, анбарное, полавочное — пошлины за размещение, устройство, охрану купцов и их товаров; 5) весовое (весчее), пудовое, контарное, свальное, подъемное, рукознобное, номерное, припуск — другая группа пошлин за предпродажное обслуживание и др.

Примечания

1 Лодыженский К. История русского таможенного тарифа. СПб., 1886. С. 3.

2 Осокин Е. Несколько спорных вопросов по истории русского финансового права // Юридический сборник Д. Мейера. Казань, 1855. С. 545.

5 Там же. С. 540—546.

4 Беляев И.Д. Рец. на кн. Е.Г. Осокина «Внутренние таможенные пошлины в России» (Казань, 1850) // Москвитянин. 1850. № 22. С. 57. Тамга: 1) клеймо, тавро; родовой знак собственности у некоторых кочевых народов, в частности у монгольских скотоводов; ею метились лошади, верблюды и другой скот, находившиеся в обшей собственности рода, или предметы (оружие, керамика, ковры и др.), изготовленные членами рода. Впоследствии тамга сделалась знаком семейной и личной (частной) собственности, соответствуя гербу или печати. Изображение тамги можно встретить на монетах. Золотоордынские ханы выдавали ярлыки с печатью алой или синей — тамгой; 2) металлическая пломба, привешивавшаяся к товару, оплаченному пошлиной, или печать; 3) внутренний налог (пошлина) в некоторых странах Востока и России после монгольского нашествия в XIII в. Фискальный по своей природе, он взимался со всех продаваемых товаров, преимущественно деньгами. «В обширном (расширительном. — М.Ш.) смысле, — полагал Д.А. Толстой, — тамга означала пошлину со всех продававшихся товаров, равно как с привозившихся на рынок, с отвозившихся с него и провозившихся» (Толстой Д. История финансовых учреждений России со времени основания государства до кончины императрицы Екатерины И. СПб., 1848. С. 77).

5 Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1955. Т. 4. С. 389.

6 Раздорский А.И. Торговля Курска в XVII веке (По материалам таможенных и оброчных книг города). М., 2001. С. 276.

7 Раздорский А.И. Таможенная система в Вязьме в XVII веке (по данным таможенных книг 1649/50—1679/80 гг.) // Торговля, купечество и таможенное дело в России в XVI—XVII вв.: Сб. материалов международной научной конференции / Отв. ред. А.П. Павлов. СПб., 2001. С. 261.

8 Лодыженский К. История... С. 4.

9 Там же. С. 5.

10 Осокин Е. Несколько спорных вопросов... С. 552.

11 Лодыженский К. История... С. 4.

12 Толстой Д. История... С. 73.

13 Там же. С. 72.

14 См.: Там же. С. 76—77.

15 Сергеевич В.И. Лекции по истории русского права. СПб., 1890. С. 469—472.

16 Гагемейстер Ю.А. О финансах древней России. СПб., 1833. С. 77; Осокин Е. Внутренние таможенные пошлины в России. Казань, 1850. С. 2—4; Никольский С. О внешних таможенных пошлинах. М., 1865. С. 52.

17 Ключевский В.О. Соч.: В 9 т. М., 1987. Т. 6. С. 163—165.

18 См.: Осокин Е. Несколько спорных вопросов... С. 546; Шумаков С.А. Древнерусские косвенные налоги // Сб. правоведения и общественных знаний. Труды юридического общества при Московском университете. М., 1897. Т. 7. С. 251.

19 По формальным признакам явку почти невозможно отличить от годовщины или пошлины за приезд, принадлежавших, как нам представляется, к числу проезжих пошлин.

5.2. Проезжие пошлины

1) Перевоз (перевозное) — пошлина за право перемещения людей, товаров, скота с одного берега реки на другой. Лодочные и паромные переправы («перевозы») содержались как казною, так и частными лицами с разрешения правительства.20

2) Мостовщина — пошлина с транспортных средств и физических лиц за право проезда (прохода) по мосту. Взималась мостовщиками в пользу правительства и частных лиц, содержавших мыты с разрешения правительства.

3) Мыто — общее название пошлин с транспортных средств — возов, саней или судов, осуществлявших транзитное перемещение товара или его доставку к месту торговли. В XIII в. мыто сухое повсюду называлось «мытом», с конца XV в., как правило, — пошлиной «с возов» или «с саней», «подужным» и «Полозовым». В XVI—XVII вв. мыто сухое нередко называлось просто проезжей пошлиной; мыто водяное называлось по-разному: «посаженным», «носовым», «шестовым», «побережным», «судовой пошлиной», «привязной пошлиной», «проплавными пошлинами» и т. д.21

Проезжие пошлины взимались в денежной или натуральной форме, в зависимости от места, времени, величины, особенностей и количества транспортных средств. Так, в XIV в. за провоз ржи в Двинской земле с каждой ладьи мытники (заставщики, лодейщики, побережники) брали по пузу (полтора пуда) ржи. «При этом, — отмечает В.Б. Перхавко, — проезжие и таможенные сборы взимались не один раз».22 Если в договорных грамотах князей московских с тверскими 1451, 1462 и 1484 гг. ставка мыта водяного определялась словами «с доски два алтына, со струга алтын», то в грамотах с князьями рязанскими 1402, 1433, 1447 и 1483 гг. содержалась другая формулировка: «...с лодьи с доски по алтыну, а с струга с набои два алтына, а без набои денга».23 По таможенной грамоте Дмитрова (1521) с приезжих торговых людей пошлина также взималась в зависимости от того, «колко будет в паузке во дне досок». Наместнику полагалось взимать «с доски с донные по алтыну». При этом «две доски откосные» считались за одну.24 Таким образом, при начислении пошлины в расчет принималось число досок в днище ладьи и различие стругов «с набоем» и «без набоя».

<<   [1] ... [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] ...  [88]  >> 


Контактная информация: e-mail: [email protected]   
Все о таможне